Авторизация

Но пусть все эти сказки не отвлекают нас от Северного морского пути. Мы вряд ли расстанемся с валенками и шапками-ушанками. И для будущей счастливой жизни огромной России нужно готовить не парусники и пляжные зонтики, а новые атомные ледоколы.
«Интеллектуальные рабы»
– Судьба этого региона России очень драматична, – считал доктор географических наук, почетный полярник Григорий Агранат (ныне покойный). – Регион оказался наиболее чувствительным к ударам реформ. Перевозки по Северному морскому пути уменьшились с 7 до 1,5 миллиона тонн. Полярная авиация ликвидирована, число научных обсерваторий и наблюдательных станций сократилось в несколько раз. Атомный ледокольный флот через пять лет выработает свой технический ресурс. И страховые компании запретят судам выход в море.
Заинтересованные в Северном морском пути как международной транзитной магистрали норвежцы, шведы, финны, японцы и китайцы пытаются захватить инициативу в свои руки. Возникают совсем уж неприличные ситуации. Норвегия при участии Японии и России трудилась над программой комплексного изучения Северного морского пути. Российские специалисты составили наиболее квалифицированную часть исследователей. По итогам были опубликованы десятки исследований. Однако они были изданы только на английском языке.
Значительная часть исследований Северного Ледовитого океана сегодня выполняется российскими учеными на иностранные деньги. Как писал Григорий Агранат, мы давно стали в Арктике «интеллектуальными рабами».
Наверное, пришло время в корне менять ситуацию.
Персидский залив или сундуки Арктики?
- Арктика – кладовая сырья, содержащая около 25% мирового запаса углеводородов и других полезных ископаемых, – рассказывает «АН» доктор географических наук Владимир Дроздов. – По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, российская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей. – «АН»). Еще в Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.
До начала XXI в. приарктические страны не проявляли интереса к геологоразведке в этом регионе. Но с появлением прогнозов о грядущем потеплении все большее число стран начали столбить участки на ледовом Клондайке. И стратегические интересы некоторых из них уже давно переориентировались с зоны Персидского залива на Арктику. Об этом необходимо помнить.
Интернационализация Севморпути
Из-за того что Россия махнула рукой на Севморпуть, страны Запада все чаще ставят вопрос об интернационализации пути.
Еще летом 1940 г., когда на Севморпути была осуществлена проводка каравана германских торговых кораблей в Японию, официальный Берлин обратился к Москве с предложением создать трехстороннюю компанию по эксплуатации Севморпути. Москва отказалась. Потом такую же идею выдвигали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Лондону и Вашингтону тоже было отказано.
Но нынешние арктические соседи России намерены внести в Комитет ООН по морскому праву предложения по интернационализации Северного морского пути. К слову, до начала XX в. США, Канада, Норвегия и Дания осваивали только побережье Северного Ледовитого океана. Но когда выяснилось, что Арктика – это сырьевая кладовая, эти страны резво включились в борьбу за сырьевые ресурсы.
Вооруженные силы Канады провели в северных прибрежных районах военные учения «Нанук 2009». Учения были нацелены на то, чтобы заявить, что Арктика – это важная составная часть Канады, и присутствие Канады, включая военное, будет постоянно наращиваться. Объявила Канада и о планах создания к 2012 г. арктических военно-морских сил, включающих восемь боевых кораблей ледового класса. От Страны кленового листа не отстают и США. На Аляске уже размещены 24 тыс. военнослужащих. США собираются расконсервировать тяжелый арктический ледокол «Полярная звезда». Правительство Дании одобрило план создания в 2011–2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.
А что же Россия? Мы продолжаем лишь говорить о важности региона. И о возможностях Северного морского пути. Но от слов никак не можем перейти к делу.

Добавить комментарий

© 2024. Сайт "БулунРУ". Все права защищены