Авторизация

В годы Второй мировой войны северные конвои союзников по антигитлеровской коалиции сыграли огромную роль в снабжении воюющего Советского Союза военными материалами и техникой. Как известно, большинство северных морских конвоев приходили именно в Мурманск. Позднее, уже в годы «холодной войны» Арктика превратилась в настоящее средоточие военно-политической конфронтации между двумя «супердержавами» - США и СССР.  Деятельность советского Северного флота и стратегических подводных лодок с ядерным оружием отслеживалась с норвежской территории, а также с военных баз на территориях Исландии, Великобритании и Гренландии. Стратегические субмарины «супердержав» развернули невидимое миру соперничество подо льдами Северного Ледовитого океана. Американцы не могли себе позволить упустить из-под контроля ни одну советскую подлодку, потому что на её борту находились ракеты с ядерным оружием, способные одним ударом уничтожить половину Соединённых Штатов. Таким образом, возникло четкое понимание важности военно-стратегического  значения  Арктики.  Правда, современная Россия, получила в наследство от тех времен лишь заброшенные военные базы и  тысячи  ржавых бочек из-под ГСМ, оставленных на просторах арктической зоны России. Теперь предстоит очистить значительные территории от этого наследия «холодной войны».

Россия, по сути,  никогда и  не «уходила» из Арктики. Почему тогда  сегодня говорят, что «мы возвращаемся» в Арктику?

После распада Советского Союза возможности новой России поддерживать деятельность в Арктике в прежних объемах резко сократились. Потребовалось время для того, чтобы накопить необходимые ресурсы. И этому способствовал стремительный рост геополитического значения этого региона на авансцене мировой политики.

Во-первых - это развал СССР, как мощной супердержавы. Но, само по себе, это не самое главное. Исчез вызов коммунистической системе, который ранее объединял весь Запад и служил обоснованием постоянного институционального присутствия  НАТО в Арктике. «Советская угроза» канула в вечность.

Во-вторых, выяснилось, что Арктика – это невероятно богатый углеводородными, минеральными и биологическими природными ресурсами регион. В условиях истощения мировых запасов нефти и газа содержание арктических кладовых немедленно привлекло к Арктике внимание многих государств мира, в том числе и расположенных далеко за ее пределами.

В-третьих - это внимание «подогревалось» и ставшими уже заметными изменениями климата: началось активное таяние арктических льдов. Следовательно, возможности добычи углеводородов определялись теперь не только наличием соответствующих технологий их добычи на шельфе, но и расширившимися возможностями прямого доступа к их залежам. Конечно, тут есть свои сложности – дрейфующие ледяные поля, айсберги. Но это всё преодолимо.

И, наконец, активное таяние льдов открыло перспективы появления новых глобальных торговых маршрутов на Крайнем Севере. Для России – это, конечно же, Северный морской путь, который может стать в недалеком будущем  прямой альтернативой Панамскому и Суэцкому каналам и позволит интегрировать заполярные  кладовые природных ресурсов нашей страны в национальную и мировую экономику.

Но, как известно, транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита слабо или отсутствует вообще. В стране до сих пор существует такое понятие как «северный завоз», при помощи которого во время благоприятных погодных условий население и предприятия российского Крайнего Севера снабжаются продовольствием и оборудованием на зимнее время. А БАМ и Транссиб, расположены далеко от арктического побережья.

Сама идея строительства железной дороги по российскому Заполярью родилась еще в XIX веке и должна была пролегать вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Урала до Енисея и дальше до Чукотки. Такое строительство силами заключенных было начато в первые послевоенные годы, но было прекращено после смерти Сталина. Самое интересное, что маршрут недостроенных магистралей пролегал как раз по основным месторождениям природного газа, открытым сегодня на Ямале. Ныне планируется строительство железнодорожной магистрали по восточному склону Полярного Урала, начинается строительство Белкомура – железной дороги от Перми до Архангельска. Она соединит богатый ресурсами Полярный Урал с  Архангельским портом. Эти дороги жизненно необходимы для Севера, как составляющая часть инфраструктуры арктических регионов.

Добавить комментарий

© 2024. Сайт "БулунРУ". Все права защищены