Тикси, январь 2013, полярная ночьСитуация в заполярном якутском поселке Тикси, центре Булунского района Якутии, сегодня действительно напоминает качели. И дело тут не только в изобилующей затяжными метелями переменчивой арктической погоде.
ЖКХ
Всего несколько лет назад масштабные коммунальные аварии в Тикси в период отопительного сезона носили устрашающе регулярный характер. Ситуация начала меняться лишь после того, как президент республики Егор Борисов назначил куратором поселка молодого и энергичного вице-премьера якутского правительства Павла Маринычева.
Уже в 2011 году в поселке началась замена обветшавших сетей на современные композитные трубы. Был произведен серьезный ремонт котельного оборудования, завезены и смонтированы новые котлы. В результате очередной отопительный сезон 2011-2012 годов Тикси впервые за много лет прожил без крупных техногенных аварий.

В 2012 году в микрорайоне Быков Мыс построили и запустили новую модульную котельную. Следом в Тикси возвели котельную «ТЭЦ» мощностью 32 МВт. Закончили реконструкцию тепловых сетей. И впервые за много лет выделили 50 млн рублей на благоустройство поселка.
Результат: пока в нынешнем отопительном сезоне произошел лишь один технологический сбой на местной дизельной электростанции. И то без каких-либо серьезных последствий.
В планах коммунальщиков расширение поля деятельности. В этом году начнется строительство котельной «Центральная» в селе Намы Булунского улуса. В селе Кюсюр будут строиться сразу трех котельных. Еще две котельные начнут возводиться в селе Найба.
И все бы хорошо, но осенью 2012 года военный городок Тикси-3 покинул воинский гарнизон, оставив муниципальным властям полуразрушенное коммунальное хозяйство. Именно оно сегодня стало самым «слабым звеном» для тиксинских коммунальщиков.
Авиация
Далеким от реалий заполярного Тикси московским чиновникам часто невдомек, что бывают, оказываются, в нашей стране населенные пункты и даже целые районы, у которых нет наземной транспортной связи с «большой землей».
Очень похоже, что не поверил в это и бывший министр обороны России господин Сердюков, до последнего отказывавшийся изменить свое решение об отмене с октября 2012 года полетов самолетов из аэропорта Тикси.
А поселок между тем серьезно лихорадит. Конечно, республиканские власти делают все, что могут. Налажены регулярные пассажирские рейсы два раза в неделю самолетом из Якутска до Усть-Куйги, с дальнейшей пересадкой на вертолет для продолжения полета в Тикси.
При этом для пассажиров сохранены действовавшие до октября 2012 года авиатарифы. Хотя власти не скрывают, что стыковочные рейсы через Усть-Куйгу с использованием вертолетов только в 2012 - 2013 годах приведут к дополнительным расходам бюджета республики на сумму в 356 млн. рублей.
Но главный враг тиксинцев сегодня – переменчивая зимняя арктическая погода. Только за ноябрь-декабрь 2012 года авиакомпанией «Полярные авиалинии» выполнено 10 грузовых стыковочных рейсов по направлению Якутск - Усть-Куйга – Тикси.
Всего в поселок доставлено 40,691 ти грузов. В том числе: 37,671 тн продовольственных товаров, 1,22 тн новогодних подарков и атрибутики, 0,6 тн медикаментов и медицинского оборудования, 1,2 тн почты и корреспонденции.
Помимо этого 30 декабря стараниями Павла Маринычева совершен внеплановый дополнительный грузовой стыковочный рейс с объемом загрузки 4,15 тн продовольственных товаров индивидуальных предпринимателей Булунского улуса. Понятно, что в преддверии Нового года этот рейс имел особую актуальность не только для самих предпринимателей.
Однако в первые две недели января 2013 года из-за капризов погоды из запланированных 4 грузовых стыковочных рейсов удалось выполнить лишь два. Доставлено 8 тн продовольственных товаров, в том числе: колбасная продукция, яйцо, молочная продукция, овощи, фрукты, зелень.
14 января в Тикси прибыло 4 тонны продовольствия государственной компании «Якутоптторг». На следующий день должен был состояться вылет рейса с грузом индивидуальных предпринимателей. Однако ввиду отсутствия летной погоды по маршруту следования доставка груза в объеме 4 тн произведена лишь 17 января.
Остановятся ли качели?
Пока одни высокие чиновники декларируют необходимость сохранения стратегических позиций России в Арктике, ратуют за возрождение Северного морского пути и начало добычи углеводородов на шельфе, – другие, не менее высокопоставленные деятели, придерживаются ровно противоположной точки зрения.
На состоявшемся 15 января совещании в Москве разработчик проекта государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», директор по экономической политике Фонда «Центр стратегических разработок» Кирилл Янков прямо выразил скептицизм по поводу необходимости вложения больших средств в обустройство Севрморпути.
По мнению Кирилла Янкова Северный морской путь никогда не сможет на равных конкурировать с другими морскими торговыми путями. Его предназначение на порядок скромнее – обеспечивать лишь Северный завоз в отдаленные арктические районы страны.

^