Авторизация

Существование же секретной немецкой базы подводных лодок в устье Лены, теперь уже по рассказам людей, покинувших этот мир, подтверждается, будто бы, находкой здесь запаса топлива – около 600 трехсотлитровых бочек. Одну из них, по утверждению очевидцев  того времени, вынесло  на отмель залива Неелова еще в 1963 году. Ее обнаружили случайно. Надпись ясно указывала на владельца: «Кригсмарине, 1940 год». На осыпи этой бухты в те же годы, в четырех часах пешего хода от Тикси, нашли останки погибшего моряка немецкого военного флота. Там же поисковики нашли бляху от форменного ремня немецкого военного моряка.
Как бы там ни было, но достоверно известно, что для отдыха личного состава экипажей, отстоя и дозаправки лодок, по свидетельству историков, немцы выбирали достаточно безлюдные, порой, труднодоступные  места. Это залив Волчий на островах Норденшельда, шхеры Минина (здесь в 1947 году было найдено продовольственное депо военного флота и склад осветительных ракет), остров Вордропер, Ледяная гавань и, видимо, устье Лены.
Известно также, что некоторые подлодки (к началу 1944 года в Арктике насчитывалось уже 12 фашистских субмарин) держали тесную связь с немецкими колонистами (спецпереселенцами) на Карском побережье. В одном из таких поселений, в устье реки Енисей, где несколько раз видели немецкую субмарину, советские разведчики тогда же изъяли самодельный радиопередатчик.  Возможно, и в дельте Лены, где в 1944 году работало немало «спецпереселенцев» из Прибалтики, Финляндии и Западной Украины, немцы тоже кого-то искали, чтобы вывезти? Или, наоборот, прятали?
Такое предположение не лишено смысла, ибо У-534 не просто боевая подлодка, а облегченная и входила в числе 50-ти в состав личного конвоя Гитлера. Командиры и экипажи этих лодок выполняли особые задания Вермахта, имели особые отличия. Им ставились специальные задачи, подробности которых и сегодня никому не известны. Так вот, субмарин, входящих в личный конвой Гитлера, в Арктике было несколько. Что вообще они тут делали?
Давайте без спешки разбираться…
Первое. В начале второй мировой войны Германия напрочь была лишена  сведений о погоде в Северной и Западной Атлантике, что делало Люфтвафе и Кригсмарине недееспособными в этих районах военных действий. Они вынуждены были часто воевать вслепую. Обычные метеосводки, метеонаблюдения фашисты вынуждены были «воровать», потому что своих метеостанций в этих водах Германия не имела. А ведь тут находились очень важные морские коммуникации Англии, Скандинавии и СССР. Фашисты упорно искали надежные пути к метеоинформации. И даже пытались организовать собственную метеослужбу на островах Арктики — на чужой, враждебной им территории. Это была очень важная целевая задача
Второе. Непосредственно взять под контроль Северный морской путь с помощью военного силового давления. Лишить русских возможности пользоваться ими в международных грузоперевозках и перебрасывать военные и продовольственные ресурсы с Дальнего Востока и США на запад во фронтовую зону. Запереть СССР в пределах своего сектора Арктики и лишить его помощи от западных союзников со стороны Атлантики.
Третье. Создать на Северном морском пути условия для беспрепятственной проводки своего транспорта из Германии в  Тихий океан. К тому времени в Дойчланде стояло наготове 26 транспортных судов, и в Японии, союзницы по военному пакту против СССР и США – 30-ть, с ценным грузом для немецкой армии.
Возможно, была еще одна целевая задача – четвертая. Не исключено! Фашисты, неся большие потери и проигрывая войну в лобовом столкновении с СССР, надеялись нащупать пути заброски в глубокий тыл России большого количества десанта или спецотрядов и отвлечь с фронтов немалое число войск на борьбу с ними. Подспудно, наверное, были и такие задумки. Когда  силы на исходе — терпящие поражение готовы на любую авантюру, лишь бы навредить и самим спастись
Очень амбициозные задачи поставили перед собой фашисты.
По мнению аналитиков, ни одну из этих задач командование Кригсмарине не выполнило. Хотя кое-что из задуманного им  удалось.
Для решения первого круга задач были привлечены большие силы подводного флота и самолетов, которые сумели скрытно проникнуть вглубь нашей территории и организовать в Баренцевом и Карском морях около 20 полярных метеостанций и наблюдательных пунктов. Им удалось в тылу СССР организовать даже несколько аэродромов. Предположительно на Шпицбергене, на Новой Земле, Земле Франца Иосифа и на побережье Архангельской области под селами Мегра, Нижняя Золотица (этот аэродром, покрытый специальным стальным профилем, был обнаружен только в 1989 году), Погорелец на Ямале.
С началом Великой Отечественной войны все сведения о работе Севморпути были тщательно засекречены, поэтому для историков этот период сплошь состоит из белых пятен… Известно только, что для успешной высадки своих ученых и полярников фашисты пользовались подробной картой полета над Арктикой экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» в 1931 году. По сути, во всех  точках, отмеченных и описанных учеными этой экспедиции, были высажены немецкие военспецы или поставлены автоматические метеостанции.
Есть также сведения, что фашистский легкий крейсер «Комет» летом 1940 года, маскируясь под научное судно Главного управления Севморпути СССР, прошел по всему маршруту «Цеппелина»: Архангельск – Земля Франца Иосифа – Северная Земля – остров Вардропер – Диксон -  Новая Земля – остров Колгуев. Практически, он «сверил» данные изысканий  «Цеппелина».
Кроме того, были извлечены на свет материалы рейда зверобоя «Мурманец», на борту которого летом 1939 года долго работали немцы под видом «научных работников Ленинградского Арктического института». Несколько отдельных партий из состава экспедиции вели исследования на архипелаге Норденшельда – на островах Белый, Велькицкого, Геркулес, Сведрупа и Сидорова. Они проводили замеры глубин и многое другое, что осталось вне поля зрения даже такой «подозрительной » организации, как ОГПУ.
Документами этих двух экспедиций в высокие широты Арктики  немецкое командование воспользовалось сполна. Вот почему во время войны фашисты чувствовали себя в Арктике не новичками и вели себя достаточно уверенно и на воде, и под водой…
Для выполнения второй задачи была разработана специальная операция под кодовым названием «Вундерланд» — (Страна чудес). Этому способствовали два обстоятельства. Первое: успешный разгром в Норвежском море конвоя РО-17 в начале 1942 года, и, второе,  донесение военно-морского атташе из Германского посольства в Японии о том, что в середине июля того же года к берегам Камчатки прибыло около 20 транспортов из США, которые  оттуда, в сопровождении четырех ледоколов, вышли в Берингов пролив. И что их охраняет большой военный конвой —  каравану придана экспедиция особого назначения ЭОН-18, состоящая из военных кораблей, посланных с Дальнего Востока для усиления Северного морского флота. Ударную группу ЭОН-18 составляют лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный».
Следует по случаю уточнить, что на начало Отечественной войны Северный флот СССР был очень незначительным и слабо укреплен. Он, по сути, создан только в 1933 году официально по документам. А некоторый боевой потенциал флот получил непосредственно уже перед самой войной. Говоря откровенно, мощь этого флота по настоящему создавалась в ходе боевых действий на морях Ледовитого океана. Это еще одна существенная причина того, что фашисты, планируя захват лидирующего положения на Севморпути, не опасались серьезного сопротивления  СССР в Заполярных морях.
Буквально следом немецкая разведка донесла, что  из Архангельска примерно в те же дни  курсом на восток вышел большой караван советских и союзных транспортов, по сути, без боевого охранения. Всего более 10-ти  многотоннажных судов. После захода на Диксон, в Игарку и Певек, транспорты намерены идти в США. Это были первые гражданские суда, которые советское правительство, дабы сохранить, начало выводить из Арктики в порты Дальнего Востока. Позже  таких караванов  будет  гораздо больше.

Добавить комментарий

© 2024. Сайт "БулунРУ". Все права защищены