Бухта Тикси, фото КТДВот и море!  Я забрался в свою каюту. Здесь полыхало лето. Открыл настежь иллюминатор, высунулся по пояс и стал разглядывать серую сентябрьскую мглу по левому борту. Ничего интересного – вода и небо слились на горизонте в единую грязную массу, и только едва улавливаемая зыбкая даль отделяла воду от воздуха.
Подо мной на палубе стоял моряк в оранжевом спасательном жилете. Вышел на свежий воздух покурить
-А почему мы стоим, товарищ? – спрашиваю я его.
-Очередной станок, — ответил он нехотя, косо глянув в мою сторону. – Ученые берут пробы воды и донного грунта.
-А-а! – неопределенно протянул я, не понимая…
-Разве нельзя пробы воды брать на ходу?
-Мы встали напротив самой глубокой Джайбардахской протоки. Тут большие выносы взвесей из Лены. Именно ими интересуются ученые, — охотнее пояснил моряк.
-Ну, да! -  еще более неопределенно пробасил я
Джайбардахская протока, Джайбардахская протока…стучало в голове.

Да, Дмитрий Владимирович Мельниченко – директор Тиксинской гидробазы ее поминал. Говорил, что глубока она и судоходна… А где еще я слышал о ней, может, читал?.. Что–то с ней связано в истории Тикси!..
И я вспомнил, что еще в самом начале 70-х, в Хандыге Григорий Тимофеевич Плахин, бывший начальник политуправления Центрального участка Севморпути, как-то обмолвился, что в конце войны «забежала» нечаянно  в дельту Лены немецкая подводная лодка… Лично ее Плахин не видел. Да и никто из военных там ее не видел. А местные – аборигены-промысловики – рассказывали, что встретили в Джайбардахской протоке людей в странных одеждах. Издали видели. Подойти побоялись.
Может, что-то напутали? А, может, в самом деле, побывала тут немецкая подлодка?..
Готовясь к этому походу, я читал сводки военного времени. («Основные события на трассе Северного морского пути в период Отечественной войны 1941-45 годов»). Автор Г.Д. Бурков, президент Московской благотворительной организации полярников, лауреат Государственной премии СССР, капитан дальнего плавания.
Так вот, если судить по сводкам военных действий в Ледовитом океане, которые сохранены в архивах, и уже много раз использованы и историками, и политиками, и писателями, и журналистами, то успешная деятельность группы немецких субмарин вместе с рейдером «Адмирал Шеер» на Севморпути в Карском море от Новой Земли до пролива Велькицкого, не оставляет никаких сомнений в том, что заход подводной лодки в дельту Лены вполне мог быть.
Факт того, что немцы в июле 1943 года безнаказанно «вели» советский конвой ВА-18 у островов Комсомольской правды в западном секторе моря Лаптевых, ярко свидетельствует о том, что фашистские субмарины свободно проникали в восточный сектор Арктики, если было нужно. Это не вызывает никаких сомнений. Вопрос в другом: а что им тут на пустынном берегу было делать? В те годы от Таймыра до Чукотки никакой промышленности, никаких строек…
Понятен их интерес к оживленным караванным путям Баренцева моря, к военным стройкам на Оби и Енисее в Карском море. Там было за кем охотиться, кого пускать на дно…
Однако, не рыбачить же они заходили в Лену. Значит, их могли интересовать либо морские перевозки по лендлизу из Америки в Тикси или, именно и непосредственно, «пустынные берега». Они чем-то привлекли внимание и очень понравились фашистам.
Собственно, как и американцев в начале 90-х годов прошлого века. Заброшенность и пустынность этих мест «заманивала» сюда и американские субмарины. Пограничники рассказывали мне, что сталкивались с ними  и в проливе Лаптевых, и у Новосибирских островов. Выходит, что и у «пустынности» много очарования и соблазнов.
Это особенно ярко проявляется во время войн. А война всегда порождает много тайн, однако ж, большую их часть уносит с собой навечно.
Вторая мировая, а для нашей страны Великая Отечественная, война в этом смысле вся окутана тайнами, многие из которых до сей поры еще не разгаданы, не рассекречены… А те, что, якобы, не представляют загадки, на самом деле со временем вызывают недоумение и оторопь.
Скажем, совсем не понятно, зачем американцам надо было сбрасывать атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6-го августа 1945 года, за 24 дня до того, как СССР должен был вступить в войну на стороне США? Ведь сроки были заранее оговорены и выдержаны?!
Если американцы хотели скорого поражения Японии, то  почему эти бомбы сбросили не на военных, а на невинное мирное население?.. Ведь, по сути, они в точности повторили то, что и фашисты, которые ранним утром 22 июня 1941 года бомбили мирно спящие Киев, Одессу, Минск и другие города Украины и Белоруссии?
Вступив в войну с Японией 1-го сентября 1945 года, советские войска за 5 дней наголову разбили самую мощную, боеспособную  миллионную Квантунскую армию японцев! Если Япония была деморализована атомной бомбардировкой американцев и уже не могла оказать никакого сопротивления, как  утверждают заокеанские историки, то зачем союзники настоятельно «призывали» СССР «раздавить» микадо?
Я убежден, что атомные бомбы для мирного населения Японии были полной бессмыслицей в той ситуации. И они преследовали совсем иные цели. Какие? Мы уже не узнаем…
Еще более абсурдна другая загадка. Зачем союзникам накануне вступления советских войск в Дрезден, в апреле 1945 года, нужно было ковровыми бомбардировками в феврале-марте буквально сравнять этот прекраснейший в Европе, когда-то сербско-лужанский славянский город, известный с 1200 года,  с землей? Может быть, они тем самым хотели уничтожить какую-то другую тайну?..
Ленские походы немецких субмарин из числа таких же загадок. Все участники этих событий погибли вскоре после похода, оставив нам множество косвенных свидетельств, слухов и неточных записей.
Корреспондент журнала «Морской сборник» по Северному флоту С.А.Ковалев в очерке «Походы немецких субмарин к Таймыру. Миф или реальность», опубликованном в «Мурманском Арктическом вестнике» в 2004 году, даже указывает точную дату похода.
«5 мая 1945 года именно сюда шла немецкая подводная лодка У-534 (командир капитан-лейтенант Г.Ноллау)», пишет он. Какой смысл? Ведь 8-го мая немцы подпишут Акт о безоговорочной капитуляции. 9 мая весь мир будет ликовать, празднуя конец тяжелейшей войны! А эта лодка наперекор всему, накануне победы,  упорно двигалась в «страну льдов» и тоже везла какую-то тайну?!..
На борту лодки, как утверждает С.А.Ковалев, находилось 11 металлических ящиков – груз особой важности, одинаковых по габариту, но разных по весу. «Подлодка должна была зайти на базу в дельте Лены, затем на архипелаге Северная Земля груз (или его часть) надлежало выгрузить и, заправившись, вернуться в Киль. Затем подлодка должна была принять участие в операции Кригсмарине под кодовым названием «Огненная земля» по доставке неких важных грузов или неких официальных лиц в секретные базы Южной Америки»
Но несколькими днями позже У-534 была потоплена самолетом союзников в проливе Каттегат у острова Анхольт между Норвегией и Данией. И только в 1993 году ее подняли со дна. Однако, тайну ее последнего похода не раскрыли. Осталось загадкой, куда девался груз, и что это за груз? Прибавился новый вопрос: почему экипаж был не в полном составе, и для кого было оставлено несколько мест в подлодке?..

^