b_200_150_16777215_0_0_images_stories_forarticle_zima2012_ochirov.jpgКто лучше всех знает, чем живут люди в самой глухой деревне? К кому с радостью и печалью спешат односельчане? Кто первым придет на помощь к своим землякам? Конечно, глава поселения. Живется им сегодня нелегко. Полномочий много: отвечают за все в своем наслеге, а денег на это нет. В столице республики они редкие гости, поэтому наша редакция, когда все они приехали в Якутск на совещание, воспользовалась предоставившейся возможностью, пригласила в гости попить чаю и поговорить о жизни самой близкой к народу власти.
Участниками нашего муниципального саммита стали Сергей Лиджиев, глава поселка Тикси,

Александр Очиров, глава сельского поселения «Тюметинский национально-эвенкийский наслег», и Сергей Шумилов, МО «Поселок Быковский» Булунского улуса, главы Егор Прокопьев (Нелемнинский наслег), Александр Акимов (Арылахский наслег), Андрей Королев (п.Зырянка), Юрий Слепцов (Утаинский наслег), Татьяна Макарова (Верхнеколымский наслег) и Любовь Шпарко (Угольнинский наслег) Верхнеколымского улуса, а также главы Гаврил Протопопов (Саскылахский (эвенкийский) наслег) и Канат Алькенов (Юрюнг-Хаинский национальный долганский наслег) Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса. Все они соседи, живут в похожих условиях, потому и проблемы у них общие, что, к слову сказать, для некоторых стало неожиданностью. А значит, и решать их нужно сообща.
И самолетом нельзя прилететь
Александр ОЧИРОВ:
—Основная проблема всех северных улусов — тяжелая транспортная схема. Одно время нам разрешались автомобильные перевозки пассажиров по маршруту Тикси — Таймылыр. Это всего 400 км, на вахтовке «Урал» довозили за сутки-полтора. Хоть какой-то выход из положения. Сейчас вышел новый закон, и такие перевозки попали под запрет. В результате вахтовка стоит, люди не могут добраться, самолетов Ан‑2 нет, а вертолеты нам не очень подходят, потому что должны иметь загрузку 65%, а мы это не всегда можем обеспечить, даже в самый пик — во время отпусков, поступления на учебу и возвращения домой осенью. Хорошо хоть ЕГЭ теперь стали проводить здесь, а то приходилось детей в Тикси отправлять. И они больше нервничали не от предстоящего экзамена, а потому что не знали, будет вертолет или нет. Поэтому я начну сразу с предложения: в июне и августе разрешить загрузку вертолета 50%. Сразу несколько проблем решим: кто хочет, улетит и прилетит, и почта будет вовремя доставляться. А то на сегодняшний день в аэропорту лежит 400 килограммов, три месяца не получали.

Юрий СЛЕПЦОВ:
—У нас такая же проблема. Населения мало, так что приходится груз находить, чтобы вертолет заказать. Все это требует времени. Так что выбраться в отпуск для многих остается мечтой. Наш Утаинский наслег самый отдаленный в Верхнеколымском улусе и самый труднодоступный. Летом у нас вообще никакой дороги нет: ни водной, ни наземной. Вся надежда на авиацию, а там требования по загрузке. Вот такой замкнутый круг. Нужны маленькие самолетики типа Ан‑3. Тогда у нас проблем бы стало меньше и люди повеселели.

Гаврил ПРОТОПОПОВ:
—Наш авиапорт обслуживает Мирнинский авиаотряд. Там тарифы дороже, что объяснимо, ведь компания принадлежит предприятию. Пора уже передавать все в «Якутию». Что касается авиации вообще, то меня устраивает условие загрузки, потому что обратно мы отправляем мясо диких оленей. Именно так могут зарабатывать наши охотники. Но эта система, которая работала через Минсельхоз, прекратила свое существование, строчку о внутренних перевозках вычеркнули, и наши охотники остались без заработка, ведь других источников у них нет. А нужно и за электричество платить, и за тепло, детей одевать. Считаю, что Минсельхоз не должен бросать северные улусы.

А мне хотелось бы выяснить, почему везде зимники открываются в конце ноября — начале декабря, а у нас в 20‑х числах января? Понятно, экономия, а страдаем мы. Ведь по реке свободно можем ездить уже с 20 ноября.
Жилой фонд
Андрей КОРОЛЕВ:
—В Зырянке проживает три четверти населения района. Вторичного рынка жилья почти не существует, все давно продано.

^