Авторизация

Впервые на карту российского побережья эта бухта была нанесена в 1739 году Дмитриевым Лаптевым, и получила название губа Горелая. Лишь с 1823 года она начинает называться Тикси, что в переводе с якутского означает – «место, где можно встать к берегу». В 1934 году здесь был построен порт – один из самых труднодоступных участков Северного морского пути.
В эти дни, 12-13 августа этого года, ОАО Морской порт “Тикси” отметил знаменательный 80-летний юбилей. В честь праздника было очень много написано и рассказано об истории открытия и развития Морпорта. Было много поздравлений и пожеланий. Но все еще много фактов, о которых молодое поколение читателей не знает, не слышало или забыло.13 августа, в день празднования юбилея на территории Морпорта, заслуженный работник народного хозяйства РФ, один из бывших руководителей района Дементьев Б.М. торжественно преподнес В.П. Земнухову портрет первого начальника Тиксинского Морпорта Б.М. Михайлова.

Сегодня редакция газеты ознакомит Вас, уважаемые читатели, с отрывками из воспоминаний Бориса Михайловича.
Борис Михайлович Михайлов был назначен начальником Лена-Хатангской экспедиции, в задачу которой входило проведение портовых изысканий в районе дельты реки Лены, геологического обследования прилегающих районов и организация производственно-технической базы для обеспечения работ этой экспедиции. Экспедиция приступила к формированию с 1 февраля 1933 года. Ее структура была утверждена в составе следующих подразделений:
1. Портоизыскательный отряд. Начальник А.В. Светаков.
2. Геологический отряд, состоящий из двух партий: сезонной поисковой и зимовочной по разведке согинских углей. Начальником был назначен И.Г. Николаев, он возглавлял и поисковую партию. Булунскую партию возглавлял геолог А.Н. Гусев.
3. Гидрографический отряд. Начальник С.Д. Лаппо.
4. Лоцманский сезонный отряд. Начальник Ю.А. Чирихин, один из авторв лоции реки Лены и первичной съемки дельты Лены в экспедиции Матисена и Евгенова в 1921 году.
5. Охотоведческий отряд. Начальник А.А. Романов.
6. Транспортно-энергетическая группа. Начальник А.В. Балиц­кий.
7. Строительный отряд. Начальник Я.С. Банович.
8. Радиостанции «Тикси» и «Дунай».
9. Центральная экспедиционная база.
В состав экспедиции были включены морские шхуны «Темп», «Прончищев», «Лаптев» и «Челюскин». Общий численный состав экспедиции составлял около 300 человек.
К разработке портоизыскательного отряда были приняты четыре варианта расположения будущего порта. Но два из них в процессе эскизного проектирования отпали. Это – острова Бруснева и Караульные камни. Выяснилось, что сооружение порта на них было бы чрезмерно трудоемким и дорогим. Также выяснилось на акватории, примыкающей к острову Бруснева, по перешейку Колычева, в заливах Булункан и Сого на дне бухты имеется мощный слой ила толщиной до 5 метров, а под ним отсутствует вечная мерлота.
Из воспоминаний Бориса Михайловича Михайлова:
«К 7 ноябрю 1933 г. были построены из плавника и бруса, привезенного на пароходе из Архангельска: двухэтажная пристройка к дому полярной станции на Сого, скотный двор, баня, помещение клуба с жилой пристройкой, дом для кухни-столовой, амбулатории и пекарни; жилой дом для инженерно-технического персонала, общежитие для рабочих. ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ЭНТУЗИАЗМУ ВСЕХ ОСТАВШИХСЯ НА ЗИМОВКУ, ТРУДИВШИХСЯ ПОДЧАС СУТКАМИ БЕЗ СНА, С КРАТКИМ ПЕРЕРЫВОМ ТОЛЬКО НА ЕДУ.
В среднем на одного члена экспедиции жилая площадь составляла от 1,2 до 2,1 квадратных метра. Большая площадь отводилась товарищам, которым по роду работы было необходимо место для черчения и женщинам…
…Опыт разгрузки судов в 1933 году показал, что самой трудоемкой и неудобной работой была выгрузка из барж на берег, а также погрузка с берега на каботажные суда. Прибрежные отмели не позволяли даже небольшим баржам подходить к берегу ближе, чем на 15 метров. Строили мостики на козлах, и по ним перетаскивали  грузы. Это было тяжело и небезопасно, требовало много людей и времени. К навигации 1934 года экспедиция приняла решение соорудить причал на глубинах, позволяющих подход катеров и барж с осадкой до 3 метров и надежную их швартовку. Материалы, которыми мы располагали – плавник и местный сланцевый камень – диктовали конструкцию сооружения: ряжевый пирс с заполнением рваным камнем…
Причальное сооружение начиналось от берега и шло до глубин в 2 метра каменной отсыпкой в виде мола с естественными откосами. Заканчивалось сооружение на глубине 4-х метров ряжевой конструкцией, заполненной тем же рваным камнем. По молу и настилу были уложены шпалы, а на них облегчили разгрузку судов в навигацию 1934 года…
…Среди зимы пришлось демонтировать все оборудование и переносить в помещение клуба, которым пожертвовали. В новом помещении очень тесно разместились: универсальный токарно-фрезерный-строгально-сверлильный станок, второй токарно-винторезный станок, второй сверлильный и точильно-шлифовальный станки, электросиловая установка с тракторным двигателем «Фордзон – Путиловец» и динамо 7,5 кВт, сварочная установка постоянного тока, испытательный стенд для катерных и других двигателей, кузница на 1 горн, электромастерская на два рабочих места, склад деталей и материалов, слесарно-сборочная для одновременной работы двух бригад по два человека.  
Для работы в такой тесноте приходилось прибегать ко множеству ухищрений. Так, например, сварочный аппарат помещался под письменным столом, складной обеденный стол на время обеда опускался на блоках с потолка на сборочную площадку, двери служили одновременно и шкафами для инструмента, провода, проволока и многое другое хранилось подвешенным к потолку и.т.п….
…Ограничения мы испытывали во всем: в жилье, в оборудовании, в одежде, в пище. Особенно тяжело было летом и осенью 1933 года. Вспоминаю такой факт: для обеспечения экспедиции продовольствием до прибытия морских судов в 1933 году нам были переданы остатки продуктовых запасов бывшей Лена-Таймырской экспедиции, оставленные в 1932 году на одном из островов Лены в районе Сангар-Хая, в связи с ликвидацией этой экспедиции. Можно представить, каким было их качество после многих перевалок и хранения на открытом воздухе… Но других возможностей получить продовольствие не было. Да, трудностей было много. Но люди выстояли. И, вообще, мы сумели организовать зимовку так, что усилия людей были направлены на решение задач экспедиции, а не на борьбу за свое существование в тяжелых условиях Арктики».
Работа Лена-Хатангской экспедиции проходила в тяжелейших условиях, но личный состав выдержал это испытание.
22 марта 1935 года Коллегия ГУСМП вынесла постановление о работе Лена-Хатангской экспедиции, где было сказано: «Созданная в начале 1933 года с целью организационно-хозяйственного освоения наиболее важного района Северного морского пути, Лена-Хатангская экспедиция с поставленными задачами справилась и план работ, обеспечивающий начало организации Тиксинского морского порта и прием морских и речных караванов, выполнила».
Это была одна из первых и самой крупной в тогдашней практике Главсевморпути  экспедиций. Она явилась единственной удачной экспедицией тех лет.
Итогом удачной экспедиции является вся история нашего Тикси от зарождения до сегодняшних дней.
А.Стручкова
Использованы материалы из архива музея района
http://mayakarc.ru

 

Добавить комментарий

© 2024. Сайт "БулунРУ". Все права защищены