Авторизация

Если он финансируется исходя из того, что есть, то, как это опасно и абсурдно, объяснять не надо. По республике и стране столько печальных примеров, что одного газетного материала не хватит все перечислить. Закрытие аэродрома в Тикси, произошедшее по халатности федеральных чиновников, относится именно к ним.
Арктика — не место для бизнеса
Отмахиваться от других проблем тоже нельзя. На невысокую зарплату полноценно питаться, тепло одеваться и хотя бы иногда ездить в отпуск с семьей в Арктике невозможно. Продукты дороже, чем в Якутске, здесь в полтора-два раза. С кадрами беда. Опытные работники, которые ездят на навигацию, стареют. Молодежи нет, но, если бы она была, привлечь ее нечем. Заработки не стабильные, только летом. В межнавигационный период порт замирает, кадры учить не на чем. Когда он имел свои подразделения – ТЭЦ, нефтебазу, теплохозяйство, которые приносили доход и откуда можно было привлечь людей, проблемы решались. После слияния с пароходством, непродуманного досконально, как это бывает, а затем еще одного хирургического вмешательства, когда их снова разъединили, у него отобрали портофлот, механизацию, дизельную котельную. Подразделения раздали малым предприятиям. Это стало началом развала морского порта, который обескровили и оставили один на один со своими проблемами.
Самая главная состоит в том, что он физически и морально изношен. Но на его бюджет погрузочную технику не поменяешь, запчастей, сколько надо, не купишь. Радиатор для тягача, на котором перевозят по поселку 20-тонные контейнеры, стоит 300 тысяч рублей. Для небольшого предприятия это солидные деньги. Все площади порт арендует, за что платит в бюджет порядка 400 тысяч рублей в год. Сумма немаленькая, она отражается на себестоимости товаров, которые потом продаются в магазине. «Коммерциализация Тиксинского морского порта – это ошибка, — считает генеральный директор.— Арктика — не место для бизнеса. Обрекать на выживание тех, кому некуда ехать, государство не должно».
С его доводами не поспоришь. Если в 1989 году в Булунском районе проживало 17630 человек, то в 2010-м – 9713. В самом поселке осталось около 6 тыс. людей, у большинства из них на материке нет жилья.
Есть идея!
Чтобы морской порт Тикси стал рентабельным, его грузооборот должен составлять 60 тысяч тонн в год. О таких объемах здесь уже не мечтают. После передислокации военного гарнизона они могут еще сократиться, и тогда банкротства не миновать.
Несколько лет назад «Ленниипроекту» давали поручение разработать программу развития и модернизации морского порта. Позвонили гендиректору Владимиру Земнухову и спросили: «Что будем возить? Выяснилось, что кроме угля и леса нечего. Порт мелководный, для перевозки твердого топлива обычные суда не подходят, нужны насыпные баржи, их нет. К перевозкам леса республика не готова. Сейчас к неосвоенным лесным массивам, расположенным в Олекминском, Ленском, Алданском районах, дорог нет. Лесная промышленность в кризисе. Производственный потенциал предприятий лесоперерабатывающего комплекса в полном объеме не используется. Ряд заводов и цехов на консервации. В сложившейся ситуации производство в Тикси экспортно ориентированной пилопродукции, брикетов из отходов, которое позволило бы оживить порт и весь поселок, о чем давно говорится, открыть невозможно. С прошлого года Якутия не поставляет ее на экспорт.
Когда министром транспорта, связи и информатизации РС(Я) был Владимир Членов, самым перспективным направлением в работе морского порта он считал сотрудничество с Китаем.
— Сегодня эту идею никто не поддерживает, все боятся,— говорит генеральный директор Владимир Земнухов.— Нужно работать, привлекать людей, подключать логистику, но кроме контейнерных перевозок она ничем не занимается, хотя должна разрабатывать новые транспортно-логистические схемы. Китайские партнеры могли бы во-зить Севморпутем дешевые товары в страны Европы, забирать у нас металлолом в любом количестве. Но им трудно понять, как может не хватать людей, почему нет пункта сбора металлолома или нельзя подготовить для транспортировки сразу крупную судовую партию из
5-10 тысяч тонн?
Как им объяснишь, что на Яне флот готовить к навигации некому? У нас в Тикси десятки безработных. Но если их принять на работу, ничего хорошего из этого не получится. Из-за пьянства они неработоспособны. В бригаде из 12 человек, которая выполняет многоплановые работы, половина пьющих, и заменить их некем.
Если не мы, то кто?
Депутат Ил Тумэна, президент Торгово-промышленной палаты В.М.Членов по-прежнему считает, порт Тикси должен служить перевалочной базой, как был задуман в 30-е годы. Для его функционирования надо проработать логистику нового меридианального маршрута: Китай—Благовещенск—Нерюнгри –Нижний Бестях—Якутск—Тикси и далее по Северному морскому пути в порты Европы. При всех сложностях маршрута, которые можно устранить, он намного короче и, самое важное, безопаснее того, который проходит через Суэцкий канал, где гражданские суда с грузами преследуют вооруженные пираты.
Выгодное географическое положение морского порта Тикси, участие в транзите между странами Европы и АТР – это реальный шанс выйти на новые рынки, улучшить социально-экономическое положение Арктического региона. Если эта идея кажется перспективной, ее следует воплотить в инвестиционный проект и представлять на уровне государственно-частного партнерства, чтобы привлечь клиентуру. Если самим не продвигать проект, как это было со «Схемой-2020», то оживление Северного морского пути произойдет нескоро. Запаса прочности и людских ресурсов у порта хватит ненадолго. Пока думают, чем загрузить, он может рухнуть. В Арктике на самотек не получится. И жители поселка Тикси испытали это на себе сполна.

 

Пятница, 23 Ноябрь 2012

Добавить комментарий

© 2024. Сайт "БулунРУ". Все права защищены