фото: vecherniy.comНочью 26 июня на выходе из бухты речного порта теплоход «Михаил Светлов» столкнулся с земснарядом «Витим» и получил пробоину. Вместо того чтобы вернуться в порт, команда продолжила путь, откачивая воду. На борту теплохода находилось 150 детей…
СПРАВКА. «МИХАИЛ СВЕТЛОВ». Судно было построено в городе Корнойбург (Австрия) в 1985 году. С самого начала поставлено в Обь-Иртышское пароходство (Тюмень). В 1988 году теплоход перегнали в Якутск, в распоряжение Ленского речного пароходства. Через 10 лет судно было продано компании «АЛРОСА». В настоящее время теплоход совершает круизы по реке Лене по маршрутам Якутск — Ленские щёки (1200 км от Якутска) — Якутск и Якутск — Тикси.

 

КАК ЭТО БЫЛО
В ту ночь теплоход зафрахтовала администрация школы № 31. Тогда выпускники праздновали окончание школы. На выходе из речного порта на пути у теплохода стоял земснаряд «Витим». Сразу отметим, что он находился не на судовом ходу, а на его кромке. При низкой скорости и достаточном опыте можно было спокойно пройти мимо него. Но, видимо, не в тот раз, потому что буквально через 20 минут после отплытия все, кто работал в ту ночь на реке, услышали перебранку в радиоэфире. Ругались капитаны «Светлова» и «Витима». Тут же на связь вышли и капитан «Демьяна Бедного», и диспетчер речпорта. Все буквально уговаривали капитана поврежденного судна Владимира Банько вернуться. Но тот на уговоры не поддался.
Уже потом эксперты выяснили, что теплоход шел на большой скорости. Примерно 15 километров в час, вместо 5-6 положенных. На подходе к земснаряду судно начало резко снижать скорость, но не успело: его все равно несло на рефулер (устройство для выведения грунта со дна. — Р. А.). Пытаясь избежать столкновения, штурман стал уходить за левый край судового хода, но под действием гидродинамических сил сделать это полностью не смог. Его буквально присасывало к препятствию. Сначала он вскользь задел рефулер, затем наткнулся на затопленное за краем судового хода судно.
Сразу же после этого «Светлов» остановился. Немного постояв, вновь продолжил движение. Всю ночь, пока выпускники веселились, команда откачивала воду из отсека подруливающего устройства. Только под утро теплоход вернулся в Якутск с уже затопленным отсеком.
Вот что рассказывает свидетель происшедшего, выпускник 31-й школы Валера Асава ров:
— Мы стояли на правой палубе и смотрели вниз. В воде было сооружение, похожее на водный гараж, а внутри стояло какое-то маленькое судно. Когда мы стали подходить к нему, то створы «гаража» начали расползаться. Ну а мы-то плывем! Теплоход стал уходить от него влево и врезался. Короче, нам не удалось избежать столкновения. Потом нас понесло по мели и какое-то время мы ее шоркали юзом. Сразу же остановились, стояли и ждали какое-то время

Лариса Сергеевна, мама Валеры Асаварова:
— Я узнала обо всем только через два дня из разговоров людей в автобусе. Вы знаете, беспокойства особого не было. Все-таки доверила своего ребенка большой группе взрослых людей: и учителя там были, и родительский комитет. Я надеюсь, что в случае опасности они бы предприняли меры, и того, что случилось в прошлом году с «Булгарией», не произошло бы.

Александра ЧЕРНИНОВА, директор школы № 31:
— Меня на теплоходе в ту ночь не было, но все, кто был, — классные руководители и родительский комитет, — ничего не заметили. Культурная программа прошла на ура, солнце было такое великолепное! Все вернулись целыми и невредимыми, никто даже занозы не посадил.

Подплыл катер — думаю, ремонтировали, потом наконец двинулись. Вообще, мы и километра-то после этого не проплыли, покатались совсем мало. Но все равно было весело...

ПОДМОЧЕННАЯ РЕПУТАЦИЯ
Построенное в 1985 году судно, наряду с теплоходом «Демьян Бедный», является одним из самых прочных и комфортабельных в Якутии. Ровно год назад, 22 июля 2011, оно прошло плановое освидетельствование. Корпус и электрооборудование тогда были признаны годными к эксплуатации. С июня теплоход начал свое очередное туристическое лето.
На следующий день после ЧП, 27 июня, судно пригнали к Якутскому техучастку (здесь находится Ленский филиал Российского речного регистра), где и залатали. По факту был составлен соответствующий акт. Вот выписка из него:

«В результате повреждения корпуса был затоплен отсек подруливающего устройства по уровень стланей, в результате был подмочен двигатель подруливающего устройства. […] Проколы наружной обшивки в районе днищевого балластного танка заварены, швы проверены на непроницаемость. В результате подмочки электродвигателя подруливающего устройства, сопротивление изоляции обмоток ротора двигателя снизилось… Электродвигатель был разобран и поставлен на просушку. После просушки… техническое состояние электрооборудования годное».

^