Авторизация

В архивах Иркутска обнаружен другой документ, составленный в 1742 году переводчиком Второй Камчатской экспедиции, «ветеринарным прапорщиком» Яковом Линденау. В составленном им «Описании о Чукотской земле» есть строки о возникновении на Аляске русского поселения. «Из разглогольствованию тех чукч имеется через русских людей известие заподлинно так, что якобы купецким людям двенадцатью кочами минувших лет за семьдесят или более (следовательно, в 70 годах ХVII века) Колымскому среднему зимовью, где прежде ярмога бывала, для торга пошедших и от сильных морских погод друг от друга разошедшихся, иные в Камчатку приплыли, а иные к тому острову, который Большою Землею называется, пристали и тамо жительствующими народами совокупившися, у них поженились и расплодилися».
Большая Земля — это Аляска. Ярмога — торговая ярмарка, раз в три года проходившая в районе Среднеколымского зимовья. После 1917 года она переместилась в низовья Колымы, на Пантелеевскую протоку, где сейчас поселок Черский.
Работая в совхозе «Нижнеколымский», я не раз слышал восхищенные отзывы юкагиров и чукчей о тех «ярмогах». К ним очень серьезно готовились. Настоящий праздник для северных народов, как правило, проводился в августе, когда море, освободившись ото льда, становилось судоходным. На ярмарку прибывали торговые суда якутских, иркутских и даже московских купцов. Многотрудный путь их лежал по реке Лене, затем на восток, вдоль побережья Северного Ледовитого океана до устья реки Колымы, где нередко они попадали в жестокие штормы.
Северные народы со всего побережья меняли пушнину, моржовую и мамонтовую кость на ткани, оружие, боеприпасы и прочее. Здесь же мерились силой и ловкостью представители разных племен и народов. На ярмарку привозили молодых парней и девушек на выданье, родители сговаривались о заключении браков. Самые сильные шаманы якутской земли показывали изумленной толпе свои чудеса.
…Из отписки Я. Линденау следует, что несколько кочей якутских купцов из-за шторма не смогли войти в устье Колымы. Ураганным ветром их унесло на Аляску, где кочи разбило о берег, а уцелевшие люди остались жить на Аляске и со временем смешались с местным населением.
В 1763 году главный анадырский начальник Плениснер, участник похода Беринга к Аляске, направил «казака из чукоч» Николая Дауркина к Чукотскому носу с целью изучения островов и поисков русского поселения на Аляске.
…В октябре мороз уже сковал море напротив мыса Дежнева. По крепкому льду мчался Дауркин на оленях прямо к первому Деомидову острову. Островитяне, одетые в оленьи шкуры, встретили казака-чукчу дружелюбно. Они называли себя «ахюхалютами», просили у Дауркина табак и за курево не жалели мехов — куньих и собольих.
Дауркин побывал и на втором острове, где тоже жили люди с моржовыми зубами. По прибытии в Анадырь он сделал подробный письменный отчет о поездке и нарисовал карту островов Аляски. Русского поселения он не нашел. В том месте на современной карте, где мы привыкли видеть мыс Принца Уэльского, Дауркин поместил полуостров и записал: «Земля, называемая Кыгмак». Близ нее значится устье реки Хевуврен. Это было первое известие о Юконе, и открыл эту реку якутский казак, чукча Николай Дауркин.
…Поиски русского поселения продолжил в марте 1779 года казачий сотник, в совершенстве владевший чукотским языком, Иван Кобелев. Он записал рассказ тойона острова Игеллина  Каигуню Момахуния о том, что «на американской земле на реке Хевуврене, острожке Камговей жительство имеют российские люди, разговор имеют по-российски, и читают, пишут, поклоняются иконам и прочая собой от американцев отмениты, и то у американцев бороды редкие, а и те выщипывают, а у живущих-де там россиян густые и большие».
Иван Кобелев упорно искал русское поселение на Аляске. В июне 1789 года ему удалось побывать в устье реки Хевуврен (Юкон) вместе со 150 торговыми чукчами на десяти байдарах. Отсюда мореходы пустились на «Укипень-остров, который от американской земли отстоит в море, например, верстах в пятидесяти». Там островитяне-эскимосы начали торговлю с гостями — меняли шкуры лисиц, выдр и рысей за бисер, котлы, якутские ножи и копья (пальмы).
На расспросы островитяне ответили, что русское поселение находится где-то в среднем течении реки Юкона. Поиски прекратились, когда торговля закончилась и чукчи повернули свои байдары на Анадырь. Кобелев оставил местному старшине письмо для передачи его загадочным русским поселенцам. Было ли оно доставлено по назначению?
Кроме возможного дрейфа судов «дежневской» экспедиции к Аляске могли быть и другие подобные, но менее известные случаи. М. И. Белов в своей книге «История открытия и освоения Северного морского пути» упоминает об исчезновении в 1655 году судна с 14 промышленными людьми под командованием Павла Какоулина-Заварзы на обратном пути с моржового промысла в Анадырск.
Недавно в руки исследователей попали два письма русского миссионера на о. Кодьяке, монаха Германа в Россию, настоятелю Валаамского монастыря Назарию, датированных 19 и 21 мая 1795 года. По сведениям, полученным монахом Германом за полгода пребывания его на Аляске, легендарное русское поселение якобы было основано новгородцами, которые во времена Ивана Грозного (очевидно, 1571 год), гонимые властями, ушли в Сибирь, спустившись по Лене, доплыли до Колымы, а оттуда на построенных семи кочах перешли на Анадырь. Там экипаж одного судна потерпел крушение, построил жилье и церковь, «пять других проследовали на юг и пристали в Ижиге, в Якум, Танску, а шестой коч девался без вести, то и думают, что непременно то судно принесло в Америку и живут тут, где ныне слышали».
Вполне вероятно, что жители села Русское Устье в Аллаиховском районе Якутии являются потомками тех самых новгородцев, которые более 400 лет назад бежали на Север от преследования опричников царя Ивана Грозного. Русскоустьинцами (индигирщиками) особо почитается икона Знаменской Божией Матери, что подтверждает их новгородское происхождение.
Тайна появления первых русских на Аляске когда-нибудь будет разгадана.
Санкт-Петербург.
Выпуск:  № 29 от 17 февраля 2012 г.
http://www.gazetayakutia.ru/08/60/01/646/3459/

Добавить комментарий

© 2024. Сайт "БулунРУ". Все права защищены