Генеральный  директор морпорта Земнухов В.П.Арктический порт Тикси называют «морскими воротами» Якутии. Когда-то он был одной из крупнейших гаваней советского Заполярья. Сегодня Тикси переживает глубокий кризис. И тем не менее у генерального директора предприятия Владимира ЗЕМНУХОВА есть рецепты, как вернуть порту его былую славу.

СУДЬБА ПОРТА — ПРЕДМЕТ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

— Владимир Павлович, не так давно министр транспорта РФ Левитин посетил Тикси и сделал ряд заявлений. О порте Тикси говорилось?
— Заявления министра транспорта носили общий характер. В основном они касались обеспечивающей инфраструктуры. То есть безопасности плавания по Северному морскому пути, организации спасательных центров, гидрографических и метеорологических составляющих навигации на море Лаптевых. Что же касается развития ОАО «Морской порт «Тикси» как коммерческой организации, то никаких планов по модернизации или реконструкции озвучено не было, так как существуют неясности с нашей грузовой базой.

— Что сейчас происходит с портом?
— В настоящее время проблемами ОАО «Морской порт Тикси», равно как и поселка Тикси, занимается правительство Республики Саха (Якутия). Делается это по поручению премьер-министра России Владимира Путина. Администрацией порта был составлен свод предложений, как оптимизировать работу порта, какие меры нужно принять в первую очередь, чтобы порт был приспособлен принимать больше грузов. Документ отправили в правительство республики на рассмотрение. Пока результаты работы в этом направлении мне не известны. Я считаю, что судьба морского порта Тикси должна стать предметом самого широкого обсуждения. Нам нужно определить перспективы и наметить точки роста.

ЭТАПЫ РЕАНИМАЦИИ

— У вас есть рецепты превращения Тикси в успешный современный порт?
— Собственно рецепты того, чтобы порт Тикси стал привлекательным для загрузки не только речных, но и морских судов, на поверхности. Я считаю, модернизацию порта нужно провести в три этапа. Первый — самый главный: необходимо провести дноуглубительные работы в подходном канале и у причалов. Глубина должна быть не меньше девяти метров. Нормальные суда с морской посадкой просто не могут подойти к причалу и разгрузиться. Они вынуждены делать это на рейде. Соответственно стоимость погрузочно-разгрузочных работ возрастает для клиента вдвое.
— Как так получилось?
— Дело в том, что причалы и подходные каналы проектировались в 80-х годах XX века. Они делались под суда тех типов, которых сегодня уже в природе не осталось или осталось очень мало. Проблема эта видна давно. Существует даже проект дноуглубления акватории порта Тикси. Расчетная стоимость его — 1,5 млрд рублей. Силами местного или республиканского бюджета такую сумму не осилить. Здесь нужно действовать всем месте — Российской Федерации, субъекту, инвесторам.
— Вы говорили о трех этапах…
— Второй этап возрождения порта заключается в структурировании территории, прилегающей к причалам. Здесь нужны замена погрузочной техники — потому что сейчас грузы чуть ли не вручную переносят с корабля на берег. И современные складские помещения, подъездные пути. Это позволит в приличных объемах перерабатывать уголь, лесные грузы, металлолом, контейнеры. Сегодня имеющиеся склады находятся, прямо скажем, не в лучшем состоянии. У нас не хватает средств даже полноценно их охранять. Вообще, трудно представить порт без нормальных складов.
Третий этап я бы назвал радикальным, но совершенно необходимым. Чтобы ожил порт, а вместе с ним и весь поселок, в порту должен быть лесоперерабатывающий завод с объемом выпускаемой продукции не меньше 40 тысяч кубометров. Он будет ориентирован на сбыт продукции в Европу по Северному морскому пути. Лесозавод позволит создать рабочие места и вести планомерную работу по обучению так необходимым рабочим специальностям, связанным с портовой деятельностью. Я понимаю, что завод просто так не поставишь. Лесная отрасль на Севере вообще в глубоком упадке. Лесные массивы по берегам Лены вырублены, добыча должна углубляться внутрь материка. А это требует создания инфраструктуры и, по большому счету, восстановления лесной промышленности.

ЗАДАЧА «МАКСИМУМ»

— В разговоре вы упомянули о преференциях, которые нужно дать портовикам. А какие льготы у вас есть сейчас?
— Сейчас ОАО «Морской порт «Тикси» работает только на снабжение поселка Тикси. Единственная данная нам преференция со стороны государства состоит в том, что мы девять месяцев в году не платим налог на имущество. Что касается создания условий для возобновления перевозок в северо-восточной части региона, считаю возможным предложить следующее. Объявить перевозки по реке Лене и трассе Северного морского пути федеральным проектом.

^