Новый подход к развитию Дальнего Востока
- Просмотров: 4038
Слабое звено усилили
Самым главным фактором, определяющим социально-экономическое отставание Дальнего Востока, следует считать слабую региональную государственную политику в области организационно-управленческой деятельности регионов. Качество и действие его особенно снизились с переходом на рыночную экономику и недооценкой роли государства, организационных и коллективных механизмов управления экономикой. Правда, в последние годы расширилось использование программного подхода. Разрабатываются многочисленные федеральные, региональные, отраслевые и муниципальные программы социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективу. Например, в Республике Саха (Якутия) утверждено около 40 таких программ. На Дальнем Востоке действуют программы федерального и регионального уровней, но из-за нехватки финансирования, слабой координации и ненадлежащего контроля они реализуются не полностью.
Для усиления региональной государственной политики и организационно-управленческого фактора было принято решение о создании Министерства по развитию Дальнего Востока. Указом Президента, постановлением Правительства РФ на него возложены три основные функции: по координации и реализации федеральных целевых программ, по управлению имуществом, за исключением лесного фонда и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, контролю за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий, переданных им в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме них перед Министерством по развитию Дальнего Востока нужно поставить задачу по обеспечению социально-экономического развития всех субъектов ДФО и на этой основе создать более привлекательные условия для работы и жизни населения. Всем известно, что руководителем этого министерства назначен В. И. Ишаев, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, доктор экономических наук, академик Российской академии наук, который в течение многих лет был губернатором Хабаровского края. У него должно быть пять заместителей, назначенные четыре мало кому известны. Хотелось бы, чтобы пятый был коренным якутянином. Структура нового территориального министерства будет состоять из семи департаментов. Численность аппарата утверждена большая — 253 служащих. На конкурсной основе они должны быть отобраны из кадрового потенциала девяти субъектов ДФО. Из нашей республики работниками министерства должны стать не менее 15 высококвалифицированных специалистов, может быть, ученых. Министерству разрешено открыть офисы в Хабаровске и Москве. Думаю, что в Якутске нужно создать региональный управленческий центр, который бы специализировался на проблемах Севера и Арктической зоны Дальнего Востока.
От идеи до замысла
Приятно сознавать, что идея создания федерального исполнительного органа власти для проведения на Дальнем Востоке государственной политики принадлежит Республике Саха (Якутия). Еще в 1999 году её первый президент М. Е. Николаев поставил об этом вопрос и направил автора сегодняшней статьи в Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН для изучения научных работ и позиции ученых-экономистов.
Почти через 12 лет предложение республики получило поддержку у высшего руководства страны. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что у нас слишком долго реализуются инновационные предложения. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Автор: Егор ЕГОРОВ, директор НИ ИРЭС СВФУ, д. э.н., заслуженный деятель науки РС(Я) и РФ
http://www.gazetayakutia.ru