Новый подход к развитию Дальнего Востока
- Просмотров: 4029
В Российской Федерации Дальний Восток занимает особое положение. Во‑первых, это самая отдаленная дальневосточная окраина, расположенная у берегов двух океанов: Тихого и Ледовитого. Во‑вторых, один из одиннадцати экономических районов, состоящий из собственно Дальнего Востока и Северо-Востока страны. В‑третьих, один из восьми федеральных округов, включающий девять субъектов: Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Республику Саха (Якутия), Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.
Богатства окраин. В настоящее время Дальний Восток имеет небольшой удельный вес в экономике страны. В 2009 г. на его долю приходилось 5,4% валового внутреннего продукта и 4,4% общей численности населения. Но он занимает 36% территории, обладает огромными природными ресурсами, что позволяет говорить о колоссальном естественном потенциале для экономического роста.
На его территории находятся более 70 видов минерального сырья, среди них выделяются алмазы, руды черных, цветных и драгоценных металлов. Особое место занимают лесные, рыбные, водные и земельные ресурсы. Потенциальные запасы ископаемого топлива — 10,8 млрд т нефти, 24,3 трлн куб. м природного газа, 1,2 трлн т угля.
Конечно, особенно значимым для страны является его геополитическое положение, которое способствует укреплению роли и связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с США, Китаем, Японией, Южной Кореей, Малайзией, Таиландом, Сингапуром и другими.
Отставание в социально-экономическом развитии Дальнего Востока обусловлено суровыми природно-климатическими условиями, невыгодным транспортно-экономическим положением и слабым организационно-управленческим фактором.
Климатическая норма января в России составляет -19,7 градуса, а в июле +16,8 градуса. На Дальнем Востоке особенно холодно в северной зоне, куда входят Якутия, Чукотка, Камчатка и Магаданская область. Эти территории почти полностью относятся к зоне вечной мерзлоты. Из них самая суровая по климату — Якутия, здесь расположен Полюс холода северного полушария и среднегодовая температура –12 градусов.
Инновациями по климату
Климатические условия регионов существенно осложняют организацию и технологию производства во всех отраслях народного хозяйства, обуславливают резкую сезонность проведения производственных процессов в сельском хозяйстве и строительстве, на транспорте и открытых горных работах. Отрицательный климатический фактор вызывает удорожание производства и снижение производительности труда в различных отраслях примерно на 15–25%. Самое главное, суровые природно-климатические условия отрицательно сказываются на здоровье и жизнеспособности людей, уровне и качестве жизни населения.
Для снижения отрицательного влияния природно-климатических условий регионов Дальнего Востока и Севера на экономику необходимо шире внедрять инновационную технику, технологии и организацию производства в «региональном северном исполнении». Нужно создавать для населения более благоприятные социальные и материальные блага, ускоренными темпами решать проблемы обеспеченности качественным питанием и комфортабельным жильем по научно обоснованным стандартам.
Из-за удаленности от центральных областей страны транспортно-экономические условия Дальнего Востока остаются неблагоприятными. Однако его южная зона, к которой относятся Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Сахалинская и Еврейская автономная области, имеют сравнительно развитую транспортную сеть. Она включает в себя железные и автомобильные дороги, морское судоходство и авиационный транспорт. Что касается северной зоны, кроме Южной Якутии круглогодичных наземных путей сообщения мало. Поэтому транспортная доступность большей части территорий остается низкой. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в расчете на 1 тыс. км территории ДФО равна 6 км против 37 км в среднем по России.
Устранить существующие проблемы можно, сформировав на Дальнем Востоке региональную транспортную и энергетическую инфраструктуры. Прежде всего это необходимо сделать в северной зоне, где надо строить железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, осваивать Северный морской путь, модернизировать речной, водный и авиационный транспорт. Регионы Дальнего Востока достаточно обеспечены всеми видами энергетических ресурсов. Проблема заключается в их эффективном использовании на основе создания регионального топливно-энергетического комплекса, способного обеспечить не только внутренние потребности, но и экспортные нужды.