фото КТДВ сентябре 2012 года в Арктике ожидается знаковое событие: Северным морским путём впервые пройдёт китайское судно, сообщают «Аргументы Недели». Полярники из КНР подали заявку на проход ледокола «Сюэлун», который намерен добраться из КНР в Исландию. Ледяная магистраль экономит время и бережёт деньги. Дорога по Севморпути из Мурманска в КНР занимает 23 дня, через Суэцкий канал – 43 дня. Балкер водоизмещением 70 тысяч тонн, двигаясь по северному маршруту, сожжёт на 1 тысячу тонн дизельного топлива меньше, сэкономив более 10 млн рублей. К тому же за проход через Суэцкий канал власти Египта берут крупные сборы (до $2 млн). У нас сборов нет. Помимо финансового, есть и стратегический интерес. Без морского пути через льды сильно осложнится жизнь российского Севера. Например, по этому маршруту поступает половина топлива на Чукотку. Её, как и Якутию, по морю снабжают продовольствием и одеждой. Особая тема – северный завоз. Сейчас значительную часть грузов в заполярный Норильск с населением 176 тысяч человек приходится возить по воздушному мосту. Зимой все продукты идут авиацией, в результате цены в никелевой столице взлетают. Кроме того, Севморпуть удачно вписался в планы сырьевых корпораций. По дороге Ямал, где «Газпром» строит порт Сабетта. По плану газ с ямальских месторождений будут сжижать на месте и перевозить танкерами. Это обеспечит огромный дополнительный поток грузов по Северному морскому пути. У России крупнейший в мире ледокольный флот - 10 атомных ледоколов. Однако, в строю осталось семь, остальные законсервированы. Еще одно препятствие – нехватка портов для захода иностранных судов. На всей огромной трассе Севморпути официально открыты только два – Дудинка и Игарка.

^