Борогон, фото САССегодня вопрос стоит именно так. На огромной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока проживает примерно 25 млн человек, в то время как в европейской части — более 100 млн. Если не закрепить население и не привлечь новые трудовые ресурсы, нет никаких оснований рассчитывать на реализацию тех масштабных проектов, которые обозначены в принятых стратегиях и программах. Пока же процесс наблюдается обратный — депопуляция региона. Этот известный факт еще раз подчеркнул Андрей Кокошин, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН, директор Института проблем международной безопасности РАН, выступая в Совете Федерации на расширенном заседании Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по теме «Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири: новые возможности и приоритеты государственной политики». По информации ученого, 20 институтов подготовили сценарии развития этих территорий: пессимистический, инерционный и «Новые возможности» до 2030 года. Согласно последнему сценарию стратегический прорыв в развитии произойдет на основе эффективного соединения ресурсного потенциала, человеческого капитала и активного использования новых знаний. При этом объем инвестиций до 2030 года должен быть примерно 570 млрд долларов. Из них государственные капиталовложения могут составить около 30 процентов (основная их доля должна быть направлена на развитие инфраструктуры), для финансирования остальной части инвестиционной программы необходимо привлечь частных инвесторов — российские и международные компании. Андрей Кокошин отметил, что развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока должно предусматривать одновременную реализацию 20–25 крупных проектов, в первую очередь, в горнодобывающей отрасли и энергетике, а также в сфере переработки — создании предприятий в различных отраслях промышленности, производящих конкурентоспособную продукцию, в модернизации судо- и авиастроения, создании транспортной инфраструктуры. Он также подчеркнул значительную роль государства в управляемости процессами развития регионов.

Участники заседания активно и заинтересованно приняли участие в обсуждении темы.

В частности, заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров обратил внимание на некоторые нестыковки, начиная с организационных вопросов. Так, территории, о которых идет речь, относятся к различным федеральным округам. Принятая стратегия социально-экономического развития до 2025 года касается Дальнего Востока и Байкальского региона.

А вновь созданное министерство ориентировано на развитие только Дальнего Востока. Сибирь из его прерогативы выпадает. Государство сделало серьезный шаг по отношению к Дальнему Востоку, сказал он, теперь предстоит наполнить планы реальным содержанием.

Прежде всего, необходимо создать особые режимы для работы: если не будет соответствующих «магнитов», никакой бизнес не пойдет в эти регионы. Сенатор озвучил свою позицию по этому поводу, которую он уже не раз высказывал, когда вопрос касался развития Дальнего Востока: изменение налогового законодательства, создание особых экономических зон, иные формы социальной политики, направленные на закрепление населения, в первую очередь, обеспечение жильем.

По его мнению, не снят с повестки вопрос создания институтов управления. Необходимо вернуться к обсуждаемому ранее созданию госкорпорации, которая будет заниматься реализацией проектов развития региона.

Как отметил Вячеслав Штыров, предстоящая работа будет нелегкой, в том числе и для законодателей, поскольку существуют разные — нередко полярные — точки зрения на развитие Сибири и Дальнего Востока. Расхождения во мнениях касаются многих вопросов — от необходимости развития перерабатывающей промышленности до участия государства в реализации проектов. «Придется много спорить,— сказал в заключение Вячеслав Штыров.— Нужен постоянно действующий механизм, чтобы превратить все наши обсуждения и заключения экспертов в сплав законов по развитию Сибири и Дальнего Востока. Такой должна быть программа работы нашего комитета».

Комитет принял решение подготовить аналитическую записку по обсужденному вопросу на имя Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, чтобы перенести этот чрезвычайно важный вопрос на другой уровень. «Надо собрать все необходимые материалы для Вячеслава Анатольевича Штырова,— сказал председатель комитета Степан Киричук,— чтобы он в качестве локомотива начал продвигать наши вопросы».

18.06.2012

^