Мы намерены превратить Северный морской путь в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и глобального масштаба, заявил вчера премьер Владимир Путин на Международном Арктическом форуме в Архангельске. Путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу через Арктику почти на треть короче альтернативного южного маршрута. Независимые эксперты согласны с важностью развития Севморпути, но сомневаются, что столь масштабный проект будет в необходимой степени профинансирован и реализован.

Северный морской путь станет маршрутом глобального масштаба и значения, заявил вчера в Архангельске Владимир Путин. Он отметил, что в России видят будущее Севморпути именно как международной транспортной артерии, способной «составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству».

«Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды», – сказал Путин на Арктическом форуме, который был организован Русским географическим обществом (РГО).

«Севморпуть экономит около 34% расстояния по морю между Европой и Азией, уменьшая время в пути почти на две недели.

Кроме того, «там нет пиратов», – пояснил накануне в интервью РИА Новости вице-президент РГО, спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Однако во время перестройки объем грузоперевозок по нему c 6,7 млн. т в 1987 году упал практически до нуля, и возобновились они лишь с 2000 года. Сейчас, по данным Росатомфлота, перевозки продолжают расти, превысив 3 млн. т в 2010 году, когда была возобновлена проводка по Севморпути крупнотоннажных танкеров.

Впрочем, власти намерены исправить ситуацию. Как отметил премьер Владимир Путин, на месторождении «Приразломное» в Печорском море уже установлена крупнейшая в мире платформа по добыче углеводородов. «По сути, Россия реально приступает к разработке арктического шельфа, открывает новую главу истории освоения Арктики, – уточнил он. – Уже совсем скоро в ней появятся такие страницы, как запуск Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоение запасов Карского моря и зоны полуострова Ямал».

Кроме того, глава Минтранса Игорь Левитин отметил, что «в федеральном бюджете на три года заложено 20 миллиардов рублей, которые будут направлены на строительство ледоколов нового типа». Ранее сообщалось, что на российских судостроительных предприятиях будут построены три атомных и три дизель-электрических ледокола.

Между тем объем перевозок Севморпутем к 2020 году может достигнуть 75 млн. т, сообщил замминистра регионального развития Александр Викторов. «При устойчивом развитии Северного морского пути объем перевозок к 2020 году, согласно стратегическому плану, должен составить 30 миллионов тонн как минимум или может достигнуть 75 миллионов тонн, – уточнил он. – Это позволит превратить морские транспортные услуги в крупнейшую после нефти доходную статью арктической зоны». По словам чиновника, в настоящее время Минрегион завершил разработку стратегии модернизации арктической транспортной системы, центральное место в которой отводится именно Северному морскому пути.

Причину недостаточного использования этого маршрута – отсутствие транспортной инфраструктуры в Арктике – планируется устранить. По словам секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, речь должна идти «о создании транспортно-логистических комплексов» вдоль СМП.

Впрочем, экологи предупреждают о том, что промышленное освоение Арктики необходимо вести с чрезвычайной осторожностью. По их данным, этот регион является одним из самых уязвимых в мире с точки зрения климатических изменений. «Одно из ключевых проявлений этого – сокращение ледяного покрова в последние десятилетия. В 2011-м повторен рекорд 2007 года: на сентябрь 2011 года площадь ледяного покрова составила лишь 4,2 миллиона квадратных километров», – отмечается в распространенном накануне форума пресс-релизе российского отделения Фонда дикой природы.

Такой взгляд наверняка разделяет и принимающий участие в работе форума правящий князь Монако Альбер II.

По мнению независимых экспертов, ждать быстрого экономического эффекта от освоения Арктики не стоит. Но это не повод отказываться от нее в стратегическом плане. «Что касается конкретного проекта по возрождению Северного морского пути, то все зависит от объема: если перевозки будут крупными, это будет экономически выгодно, – считает глава отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Но в этом вопросе не стоит рассчитывать на быстрый эффект». К тому же с точки зрения стратегии развитие СМП необходимо. «Если грамотно подойти к решению этого вопроса и создать всю необходимую инфраструктуру, можно будет создать новые крупные производства в экономике», – уверен Александров.

2011-09-23 / Сергей Куликов

http://www.ng.ru

^