К концу года главные проблемы Тиксинского авиапорта должны решиться
- Просмотров: 3457
В ходе обсуждения вопросов по теме «Круглого стола» (12 августа в КСК п. Тикси) «О перспективах развития транспортного комплекса» с информацией о деятельности своих организаций рассказали замдиректора ФГУП «Аэропорт «Тикси»» М.И. Шастун и директор Тиксинского филиала ОАО «Авиационная компания» «Полярные авиалинии»» С.В. Гульков.
М.И. Шастун напомнил о недавних событиях, последствия которых коснулись не только учреждения «Аэропорт Тикси», но и очень многих жителей Тикси и района, также он рассказал какими надеждами живет коллектив аэропорта.
В настоящее время в учреждении работает 74 человека, а по штатному расписанию необходимо 102. Особенно не хватает специалистов, которые должны иметь соответствующее образование, пройти стажировку, получить допуск и сертификаты.
В основном учреждение занимается оказанием услуг по аэродромному обеспечению полетов, обслуживанием воздушных судов авиакомпаний «Полярные авиалинии» и «Якутия».
За 6 месяцев этого года в аэропорту осуществлено 272 самолетовылета, отправлено 4,5 тысячи пассажиров, 54 т. грузов, 8 т. почты.
С момента закрытия взлетно-посадочной полосы (ВПП) в октябре 2012г. доходы учреждения резко и очень сильно сократились. Начались долги по зарплате. Последствия закрытия аэродрома ощущались до конца 2013 г.
30 апреля 2013г. было принято решение открыть аэродром, ограничив годность ВПП 1600 метрами для принятия самолетов 34 класса. Затем аэродром начал принимать более тяжелые самолеты: от авиакомпании «Якутия» поступили заявки на обслуживание самолетов «Суперджет», «Бомбардье», «А140». С мая нынешнего года начались регулярные авиарейсы самолета «Боинг737700» по маршруту Москва-Тикси-Москва. С марта 2013г. Росавиация через Росимущество, создав совместное акционерное предприятие, оказало финансовую поддержку Тиксинскому аэропорту, а в конце года выделило субсидию в сумме 100 млн. руб., которая была использована в течение полугодия – до августа 2014 г. В настоящее время учреждение снова начинает ощущать финансовые затруднения. За июль зарплату работники аэропорта получили. Но дальше, как сказал М.И. Шастун, будет тяжело, потому что нет договора на совместное использование аэродрома, из-за этого Аэропорт не получает субсидию. За первое полугодие 2014 г. недополучено 6 млн. руб. Руководством Аэропорта направлен пакет документов в Росавиацию с запросом по субсидии в размере 62 млн. руб. Этой суммы хватит, чтобы покрыть самые необходимые расходы до конца этого года и в первом квартале 2015 г. От Росавиации согласие на выделение субсидии получено, пакет документов от Тиксинского аэропорта направлен в Министерство транспорта РФ на согласование. В течение последних трех лет решается вопрос о включении Тиксинского аэропорта в учреждение «Аэропорты Севера», документы согласовывают в республиканских и федеральных министерствах, ведомствах и учреждениях. М.И. Шастун отметил, что фактически аэродромным обеспечением полетов занимается ФГУП «Аэропорт Тикси», так как военнослужащие представлены небольшим количеством специалистов.
Первый заместитель министра транспорта Якутии М.Р. Никифорова сообщила, что документы по созданию филиала учреждения «Аэропорты Севера» на базе Тиксинского аэропорта со всеми расчетами находятся на согласовании в Министерстве финансов РФ. До конца ноября, максимум – до конца декабря, должно выйти распоряжение Правительства РФ.
19 августа на выездном совещании Совета Безопасности РФ в Анадыре по вопросам развития транспортной инфраструктуры, в котором приняли участие руководители регионов Дальнего Востока, и.о. главы Якутии Е.А. Борисов предложил принять срочные меры по ускорению заключения договора о совместной эксплуатации аэродрома «Тикси» между Министерством обороны РФ и ФГУП «Аэропорт Тикси».
Объемы пассажирских перевозок растут
О направлениях деятельности Тиксинского филиала республиканской авиакомпании «Полярные авиалинии» рассказал руководитель предприятия С.В. Гульков.
Тиксинский филиал «Полярные авиалинии» был образован в 1997г. на базе Тиксинского авиапредприятия. Вертолетами филиала осуществляется круглосуточное дежурство на случай необходимости авиационного поиска и спасения воздушных судов, терпящих бедствие. Если раньше для круглосуточного авиадежурства задействовались только вертолеты, то сейчас задействованы самолеты Ан-26.
Выполняются также дежурство и полеты по заявке республиканского Центра медицины катастроф. Вертолеты выполняют авиарейсы как на территории Булунского района, так и Усть-Янского, Верхоянского и Оленекского. Как сказал С.В. Гульков, объемы этих полетов очень значительны: 40-45% от общего объема всех авиаполетов – эти вылеты по заявке Центра медицины катастроф. Иногда полеты совершаются на расстояние до тысячи и более километров.
В последнее время объем полетов по заявкам государственных и частных организаций невелик, он составляет 10% от общего объема полетов.
В прошлом и нынешнем годах увеличилось количество вылетов для научно-исследовательских организаций – строятся новые научные, например, на о. Самойловском и гидро-метеорологические станции. В нынешнем году проводятся исследовательские полеты над дельтой Лены на самолетах с газоанализаторами. Полеты осуществляются по заявке Института мирового океана, который находится в Кельне.
Одним из основных направлений деятельности филиала является выполнение социально-значимых дотируемых внутрирайонных пассажирских авиаперевозок, объем которых растет из года в год.
Например, в 2013г. было запланировано 69 рейсов, в 2014г. выделено денежных средств на осуществление 91 авиарейса (без учета дополнительно добавленных авиарейсов). В настоящее время, как сказал С.В. Гульков, за доступную цену для жителей района – 4 тысяч руб. – можно долететь от Тикси до Таймылыра, Намы, Сиктяха.
В этом году на первое августа сложилась ситуация, когда из 91 дотируемого рейса осуществлено уже 74, что составляет 81% из запланированных дотационных рейсов на 2014г., то есть от общего количества лимита. Налет составил 210 часов осуществленных социально-значимых авиарейсов. За январь-май перевезено почти две тысячи пассажиров, а в июне-июле, по словам С.В. Гулькова, они были очень напряженными, филиал выполнил 35 рейсов. Поэтому лимит дотационных авиарейсов по маршрутам Тикси-Таймылыр, Тикси-Кюсюр-Сиктях, Тикси-Найба-Намы, Тикси-Быковский практически исчерпан. Особенно проблемным направлением является маршрут до Таймылыра, на который дотационных авиарейсов не осталось.
До Кюсюра оставалось выполнить один дотационный авиарейс (на середину августа), по маршруту Тикси-Намы оставалось выполнить три авиарейса из 17 дотационных.
Для сравнения: в прошлом году на первое августа было выполнено 48 рейсов, а в этом – 71. В Таймылыр в 2014г. было выполнено 23 рейса на первое августа, а в прошлом году – 14. По маршруту Тикси-Кюсюр-Сиктях было выполнено 4 рейса, а в этом году – 8. То есть показатели 2014 года в полтора раза превышают прошлогодние. Увеличение количества авиарейсов связано с тем, что селяне стали больше летать. Как считает Сергей Васильевич, для того, чтобы стабилизировать ситуацию, так как люди сейчас возвращаются из отпусков, необходимо выделение дополнительных сорока дотационных авиарейсов для Булунского района. Главой района К.Н. Шахурдиным направлены письма в правительство республики и Министерство транспорта, депутатам Госсобрания с просьбой о выделении лимита на 17 дотационных авиарейса.
Существует еще такая проблема: начиная с 2000 года все внутрирайонные пассажирские авиаперевозки выполняются на вертолетах и на ближайшие годы альтернативы, то есть возможности летать на самолетах, пока не предвидится. Поэтому сейчас необходимо уделить внимание состоянию площадок и вертодромов. В настоящее время на каждом авиарейсе заполняемость составляет минимум 65 процентов пассажиров, а в среднем – 70-75 процентов. Очень часто заполняемость составляет 100 процентов. Содержание вертодромов в селах – это требование безопасности пассажирских авиаперевозок.
В 2005г. правительством республики было принято положение о посадочных площадках и вертодромах, которым утверждался принцип содержания авиаплощадок, ставилось условие: нужно было выполнить все необходимые землеустроительные работы – выделение земельного участка, присвоение ему кадастрового номера. В этом случае содержание площадки включалось в республиканскую программу софинансирования. Но, как отметил С.В. Гульков, в Булунском районе, к сожалению, за 9 лет только в Таймылыре проведены землеустроительные работы, есть кадастровый номер площадки, на ее содержание выделяется определенная сумма денег. В центральных и южных районах республики главами сельских поселений назначены ответственные люди за содержание вертолетных площадок, правительством выделяются финсредства. По словам С.В. Гулькова в нашем районе надеются, наверное, что «к нам придут и сделают за нас всю необходимую работу». Площадки в селах находятся в очень тяжелом состоянии. Как сказал С.В. Гульков авиакомпания «Полярные авиалинии» за свои средства закупает, в случае необходимости, оборудование для авиаплощадок. А за содержание вертолетных площадок должны нести ответственность главы сельских поселений. Например, в этом году «Полярными авиалиниями» закуплены стационарные заводские ветроуказатели – очень надежные, которые были направлены во все села. С.В. Гульков предложил главам сельских поселений заняться содержанием площадок, провести все необходимые регистрационные мероприятия. По мнению Сергея Васильевича, необходим контроль администрации района для выполнения сельскими поселениями требований безопасности пассажирских авиаперевозок.
Глава района К.Н. Шахурдин сообщил, что в План мероприятий по проведению Года Арктики был включен пункт об открытии в Тикси филиала Центра медицины катастроф, на базе Тиксинского филиала «Полярных авиалиний», так как он выполняет санрейсы в ситуациях, когда существует угроза жизни больного, в УстьЯнский, Верхоянский, Оленекский. Вопрос об открытии филиала в Тикси обсуждался на совещании у председателя правительства республики Г.И. Данчиковой.
С.В. Гульков добавил от себя к информации главы района, что санрейсы по Булунскому, а также по трем соседним районам выполняются двумя вертолетами. Иногда приходится вылетать в Анабарский район. Частые перелеты на большие расстояния приводят к интенсивной эксплуатации вертолетной техники, поэтому необходимо закладывать в бюджет средства на обновление в будущем парка вертолетов. Общее время полетов на начало августа составило 500 часов, это большая нагрузка на технику. По летному ресурсу, как отметил С.В. Гульков, филиалу оказывается необходимая помощь со стороны авиакомпании «Полярные авиалинии», то есть обеспечивается гарантированный уровень надежности авиатехники.
Источник: газета "Маяк Арктики", автор Н. Сургаев