Авторизация

фото КТДНедавно стало известно, что Канада планирует расширить свои границы на 1,2 миллиона квадратных километров, присоединив часть территории Арктики. Между тем Россия уже 12 лет убеждает ОНН, что арктические хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Евразии. А, значит, России.
Пока по международному праву Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране. Сегодня Дания, Канада, Норвегия, Россия, США имеют право на исключительную 200-мильную экономическую зону вдоль своих берегов. Но если какая-либо из этих стран сможет доказать, что арктические подводные хребты — естественное продолжение её материка, внешнюю границу континентального шельфа можно будет значительно расширить в пользу одного из пяти государств. Лакомый кусок
Но сибирские учёные уверены, что арктические территории по праву должны считаться российскими. По данным Министерства природных ресурсов РФ, на российском участке арктического шельфа, в треугольнике Чукотка — Мурманск — Северный полюс, предположительно находится 100 миллиардов тонн углеводородов! Это приблизительно около четверти неразработанных мировых запасов нефти и газа — хороший лакомый кусок.
Но сможет ли Россия подтвердить своё право на эту территорию? Об этом рассказывает Валерий Верниковский, заведующий лабораторией геодинамики и палеомагнетизма Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН:
— Это особая территория. Польза государству, которое увеличит территорию за счёт Арктики, будет огромная. С точки зрения природных богатств она представляет очень большой экономический интерес, ведь шельфы богаты углеводородами.
— Россия уже пыталась отстоять право на эту территорию, но говорят, что безуспешно. Будут ли предприниматься ещё попытки?
— Первая попытка была 12 лет назад. Тогда Россия не смогла убедить ООН в том, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева и расположенные между ними бассейны Подводников и Макарова — часть евразийского материка. В последние несколько лет работы по сбору новых и более весомых аргументов возобновились. Российские геологи и многие другие учёные для этого провели огромную и сложную работу. Они отправлялись в арктические экспедиции на ледоколах и даже на научно-исследовательской подводной лодке. Чтобы добраться до коренных пород, им приходилось бурить морское дно через водную толщу в 1,5–2 км! При том что бурение в Арктике вещь сложная, дорогая и опасная — льды непрерывно дрейфуют туда-сюда, и уловить подходящий момент для бурения очень сложно. Научно-исследовательская подводная лодка с помощью манипулятора (искусственной руки. — Ред.) отбила часть образцов. Нам, новосибирцам, было доверено исследовать эти образцы с подводного хребта Менделеева и определять их возраст. Мы выяснили, что это древние породы континентальной земной коры. Им около 470 млн лет! Интересно, что такой же возраст установлен у пород на Новосибирских островах и островах Де-Лонга, которые входят в состав шельфа евразийского материка. Это значит, что и подводные хребты Ломоносова и Менделеева — тоже логическое продолжение евразийского континента. Эти открытия и будут одним из доказательств обоснований притязаний России на Арктику, которые планируется представить в ООН для новой экспертизы в начале или середине 2014 года.
— Теоретически, добившись своего, наша страна завладеет огромными запасами, но готова ли она разрабатывать их?
— Даже если весь мир признает часть шельфа Арктики российским, сложностей там будет достаточно. В основном это связано с удалённостью и суровым климатом. Необходимо налаживать всю инфраструктуру. Нужны ледоколы, современные посёлки для рабочих, которые будут приезжать на вахты для поиска и добычи углеводородов.
В советское время вдоль всего арктического побережья были построены хотя бы маленькие научные станции, аэродромы, крупные взлётно-посадочные полосы. Сейчас почти всё это оказалось разрушенным. Нужно восстанавливать старое и создавать новые современные комплексы, такие как построили недавно в устье реки Лены на острове Самойловском. Подобные станции должны быть вдоль всего нашего побережья. На Аляске в США, например, к любому месторождению проложены прекрасные асфальтовые дороги! В Арктику из России можно попасть лишь через Енисей и Лену на кораблях через Северный морской путь или самолетами и вертолётами.
У нас уже есть открытые нефтяные и газовые месторождения, но обширной добычи в океане пока не ведётся, поскольку это требует больших затрат. Также необходимо технологически предусмотреть, как будут проходить работы. Ведь ставить платформы в тех морях и на шельфах, где нет ледового покрова или там, где этот ледовый «блин» есть, но «гуляет» по Северному Ледовитому океану, — очень сложно. В любом случае Северный морской путь — главную арктическую магистраль — необходимо поддерживать и развивать!
Не навредить экосистеме
— Экология северной территории очень ранимая. Есть вероятность, что Россия, когда станет добывать нефть и газ, нанесёт невосполнимый урон природе?
— Известны примеры, когда люди приходят на территории и потом всё уничтожают: лес, почву, природные богатства… Нужно следить за тем, чтобы природа не пострадала. В частности, в течение десятков последних лет в Арктике не считали нужным вывозить отработанные материалы — те же пустые 200–300-литровые металлические бочки из-под бензина или соляры! Кто там был, видел, что они валяются практически повсюду! Это наносит огромный вред окружающей среде. Остатки топлива попадают в океан, и экология из-за этого разрушается! Это очень вредно для всего живого в океане. Нужно работать аккуратно и убирать за собой весь мусор. В этом случае давление на природу будет минимальное!
— Учёные готовы работать в Арктике, по-видимому, уже давно. А готово ли государство не только вести добычу, но и сохранять всё живое?
— Государственной комплексной межведомственной программы по развитию Арктики пока нет. Но ни одно ведомство, ни одна частная нефтяная компания не могут полностью освоить Арктику, потому что это многомиллиардные затраты, огромные ресурсные вложения. Для глубокого исследования этой части Земли должна быть именно государственная программа, рассчитанная на 10, 20 или даже 30 лет вперёд. У Российской академии наук в её разработке должно быть лидирующее положение. Бизнес тоже мог бы влиться, чтобы решать определённые задачи. Иначе вход в Арктику будет непродуманным, а потому непредсказуемым. В общей программе можно будет увязать и геолого-поисковые, и геологоразведочные работы, решать экологические, биологические, транспортные и другие проблемы. Если продумать действия по освоению Северного морского пути, установить метеорологические и полярные станции на арктической территории, соблюдать экологические требования — тогда можно реально пользоваться этой гигантской кладовой без ущерба для природы.
Досье
Валерий Арнольдович Верниковский. Родился 19 апреля 1955 года в Красноярске. Закончил горно-геологический факультет Красноярского института цветных металлов. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук. Автор более 250 научных трудов. Лауреат премии им. В. А. Обручева.
27/12/2013
Марина Москаленко

Добавить комментарий

© 2024. Сайт "БулунРУ". Все права защищены