Первая сводка погоды в Арктике
- Просмотров: 2170
В конце 20-х годов с необходимостью освоения Арктики была поставлена задача ее более детального изучения. Поэтому на заседании Международной полярной конференции, которая состоялась в Ленинграде в 1928 году, по предложению видного советского ученого Владимира Юльевича Визе было принято решение о проведении в 1932-1933 годах Второго Международного полярного года. У Якутского Гимеина было множество проблем в материковой части Якутии, где следовало создать семь станций. И их открыли за год.
Предусматривалась организация станций на побережье и островах Ледовитого океана. Всесоюзный арктический институт создал Нижне-Ленскую экспедицию для их открытия в Арктике, первую – в безлюдной бухте Тикси. Начальником будущей станции назначили сорокатрехлетнего Евгения Николаевича Фрейберга. Кто был этот бывалый человек, познавший Север?
Моряк, геолог, гидролог, окончивший Лесную академию, Морской корпус, Высшие геологические курсы. В годы гражданской войны он громил беляков с Волжско-Камской военной флотилией, командовал кораблями на Байкале. В 1920 году под его командованием отряд солдат и матросов устанавливал советскую власть на Охотском побережье. Для этого он прошел от Иркутска до Аяна. Потом Фрейберг служил старшим флаг-секретарём командующего Амурской флотилии, был первым советским начальником Командором, картографировал Новую Землю.
Для подготовки новой станции Фрейберг прибыл с женой в июне 1932 года в Якутск. В архиве Якутского УГМС имеется приказ о зачислении его в штат Гимеина на период нахождения в Якутске. Как и в случае с Русской полярной экспедицией 1882 года, в период первого Международного полярного года в Якутске тоже был построен дом, который в разобранном виде доставили на место.
5 августа 1932 года в бухте Тикси десантировался коллектив полярников, который уже через несколько дней отправил радиограмму с первой сводкой погоды. Приведем выдержки из воспоминаний первого начальника полярной станции Е.Н.Фрейберга:
«5 августа 1932 года пароход «Лена» с двумя баржами на буксире под командой капитана Афанасия Даниловича Богатырева, впоследствии члена Якутского правительства, вошел в бухту Тикси. Здесь нашей экспедиции и предстояло построить метеостанцию.
Нас, зимовщиков, было 15 человек: девять научных работников и сотрудников метеостанции, трое строителей, повар и двое детей. За короткий срок небольшим составом предстояло построить два дома, склад для продовольствия, установить рацию и машинное отделение. Кроме того, пока не выпал снег, нужно было на долгую полярную зиму заготовить дрова и обеспечить кормом собак.
Все работали без сна и отдыха день и ночь. Только метеорологи – жена начальника Н.М.Фрейберг и жена геодезиста Н.В. Войцеховская – были освобождены от строительных работ. Они занялись метеонаблюдениями и изучением солнечной радиации. Уже 8 августа 1932 года в эфир вышла первая метеосводка.
Когда из местного плавника построили баню, в нее временно переселили женщин и детей. Затем принялись строить дома. На каменном мысу быстро вырастали остовы домов. Первый дом был почти готов, осталось только покрыть его крышей, когда в бухту Тикси пришел «Сибиряков». Одновременно прибыли ленские речные пароходы, которые направлялись на Колыму. Команда ледокола занялась бункеровкой, а сотрудники экспедиции во главе с О.Ю. Шмидтом и В.Ю.Визе съехали на берег и включились в наши авральные работы. С их помощью берег очистили от разбросанного везде стройматериала. Был спасен кирпич, поспешно выгруженный в полосе прибоя и частично уже занесенный песком.
Наша безлюдная бухта преобразилась. Катера, шлюпки и кунгасы сновали по всем направлениям. На берегу везде копошились люди, раздавались стук топоров, визг пил. Чувствовалось начало великого наступления на Север. Дружная поддержка моряков сыграла решающую роль в организации первой зимовки в Тикси».
За полтора месяца были построены два жилых дома, баня, пекарня, склад для продуктов и коровник. Во второй половине октября все суда покинули бухту, и первые полярники остались одни. По-прежнему возглавлял коллектив Евгений Николаевич Фрейберг, гидролог и геолог. Сотрудники приступили к своим основным обязанностям. Теперь это были геофизик-геодезист Г.А Войцеховский, геолог В.М.Лазуркин, актинометрист Н.М. Фрейберг, метеорологи-наблюдатели Н.В.Войцеховская и В.Б.Кридерер, радисты Г.Н.Шашин и Н.В.Андреев, механик Н.Г.Татарчук, водитель аэросаней А.А.Денисов, повар Н.А.Ханыгин, охотники-промысловики Иванов и Петухов. Кроме того, в Тикси слышался смех детворы. Детей начальника станции Женю и Аню О.Ю.Шмидт называл «детьми Арктики».
Был на станции и еще один важный член коллектива – бычок Яшка, которого использовали как тягловую силу. Большую помощь первым тиксинским полярникам оказывали местные жители из поселка Быков Мыс во главе с председателем оленеводческого колхоза Санниковым.
Жена одного из местных промышленников присматривала за коровой и станционными быками, привезенными из Якутска.
На долю первых зимовщиков выпало немало испытаний. Когда переехали в новые дома, пришло известие, что на мысе Буор-Хая потерпел аварию шедший на Яну пароход «Эстафета». Находившийся в бухте пароход «Лена» никогда в шторм не ходил. Знаменитого капитана Богатырёва на нем уже не было. Пришлось Фрейбергу сформировать новый экипаж из числа зимовщиков станции. Когда из-за шторма судно выбросило на мысе Буор-Хая, спасатели оказались сами потерпевшими. Однако экипажу удалось выбраться на берег. Вскоре бот «Пионер» доставил его в бухту Тикси.
Началась будничная плановая работа, сопровождающаяся пургой, заносами. Наблюдения за погодой, передача сводок велись круглосуточно. Помимо чисто метеорологических работ сотрудники станции занимались другими научными исследованиями. Они следили за уровнем и температурой воды в заливах, толщиной снега и льда, составляющими радиационного баланса, полярным сиянием. При обследовании окрестностей сотрудники станции обнаружили и детально исследовали залежи бурого угля у речки Сого. Они проводили геодезическую, топографическую и геомагнитную съемки местности. За год зимовщиками было заснято более 350 км побережья губы Буор-Хая. Именно они составили первую карту Булунского района. Радисты станции обеспечивали радиосвязью морские и речные суда, полярную авиацию метеорологическими и гидрологическими сводками. В августе 1933 года на станцию прибыла новая смена полярников.
Нужно сказать, что в жизни сотрудников станции произошло событие, которое не нашло отражение в официальных сводках. В начале сентября 1933 года, сразу по прибытии в Якутск, семья начальника станции увеличилась. Родилась первая русская тиксинка, которой дали необычное имя Тикси.
Автор: Юрий АНТОНОВ
Выпуск: № 142 от 8 августа 2012 г.