фото из СетиАкадемик-секретарь Отделения Общественных наук РАН Андрей КОКОШИН принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири: новые возможности и приоритеты государственной политики». Участие в заседании также приняли члены Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представители Администрации Президента РФ, Полномочных представительств регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, аппарата полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе, Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, представители Всероссийского центра изучения общественного мнения, эксперты.

Открывая заседание, Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан КИРИЧУК отметил, что развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири имеет для России стратегическое значение. Задача проведения расширенного заседания – комплексно оценить сложившуюся ситуацию с реализацией программ и проектов развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также – определиться с планом действий по совершенствованию законодательства и нормативной базы в этой сфере.

 

При подготовке расширенного заседания, Комитетом был получен ряд предложений по совершенствованию нормативной базы развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, подготовленных органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Указанные предложения поступили из Хабаровского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Республики Алтай, Магаданской области, Камчатского края, республики Хакасия, Сахалинской области, Красноярского края, Амурской области и других субъектов РФ.

Значительная часть предложений содержит перечень мер по улучшению демографической ситуации, повышению качества и уровня жизни людей, работающих на территориях Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечения привлечения, закрепления населения и предотвращения трудовой миграции. Среди мер, призванных обеспечить выполнение данных задач – предоставление льготной ставки по ипотечным кредитам вплоть до нулевой, индексация пенсий для жителей Сибири, введение так называемых «северных» коэффициентов и надбавок, в том числе в части начисления и выплаты материнского капитала.

Как отмечено в предложениях регионов, необходимо провести коренную структурную перестройку экономики макрорегиона, значительно повысив долю обрабатывающих производств, выпускающих с использованием инновационных технологий продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Одним из ключевых направлений развития экономики макрорегиона должно стать развитие сырьевой базы и стимулирование отечественных и зарубежных инвесторов, которые вкладывают средства в обрабатывающие производства, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для достижения этой задачи регионы предлагают целый ряд мер, включая отмену таможенных пошлин для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона на экспорт продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости и на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации. Также предлагается ввести прямую инвестиционную льготу, в форме освобождения от налогообложения части налоговой базы, инвестируемой на расширение (восстановление) основных фондов производственного назначения.

Развивая транспортную и логистическую инфраструктуру необходимо модернизировать существующие и построить новые специализированные порты, способные обеспечить переработку грузов в соответствии с международными стандартами, разработать и внедрить механизм предоставления субсидий из средств федерального бюджета на развитие автомобильных дорог регионального и муниципального значения на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Одним из инструментов решения данных задач может стать создание государственной компании развития Востока России, как института, деятельность которого направлена на решение экономических и социальных задач, стимулирование инвестиций в рамках проектов по освоению природно-ресурсного и промышленного потенциала регионов. При создании государственной компании необходимо учитывать интересы и предложения регионов по повышению эффективности функционирования данного государственного института, предусмотреть нормы, позволяющие более четко разграничить полномочия и ответственность между Госкомпанией, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

^